Суэцкий канал в Египте

Суэцкий канал – глубоководный канал для морских судов, соединяющий Средиземное море с Красным морем.

Общие данные

  • Общая длина канала составляет 193 км;
  • Ширина – 160-205 м (после модернизации – до 300 м);
  • Допустимая осадка судов – 11,6 м (после модернизации – до 23 м);
  • Средняя пропускная способность канала не превышает 44 судна в сутки, а среднее время прохождения корабля через канал – 15 ч.

Благодаря строительству Суэцкого канала маршрут доставки из Лондона в Мумбаи был сокращен примерно на 7,5 тысяч километров.

Инфографика

Суэцкий канал инфографика

Сколько человек работало на строительстве Суэцкого канала?

Эти цифры очень сложно оценить и задокументировать. Канал был перестроен или, по крайней мере, пытался перестраиваться более десяти раз. По некоторым подсчетам, в строительстве этого знаменитого сооружения, строительство которого завершилось в 1896 году, работало более 20 000 человек.

История канала

История канала

Суэцкий канал – это искусственный водный путь в Египте, пересекающий западную часть Синайского полуострова. Канал соединяет Средиземное море (Порт-Саид), Суэцкий залив (город Суэцкий канал) и Красное море.

Стратегическое, экономическое и геополитическое значение Суэцкого канала заключается в том, что он позволяет осуществлять водные перевозки и перевозки с севера на юг между европейским и азиатским континентами без необходимости обхода африканского континента. Другими словами, он создает связь между Атлантическим океаном и Индийским океаном, что приводит к значительному сокращению морских расстояний между США и портами Европы и Южной Азии, Восточной Африки и Океании, и, как следствие, время, проведенное в море и транспортные расходы, однако, это также имело первостепенное значение для достижения колоний и контроля над ними. Еще одна важная роль заключалась в том, что этот водный путь был ключом к поставкам нефти в Европу. Это был самый важный маршрут транспортировки нефти с Аравийского полуострова на европейские нефтеперерабатывающие заводы (в 1950-х годах около двух третей потребностей Европы в нефти приходилось на этот канал). Благодаря своему выдающемуся значению Суэцкий канал не раз оказывался на переднем крае международных политических интересов.

Ширина канала варьируется (от 11 до 210 метров при глубине воды 11 метров). По всей длине канала есть только один транспортный фарватер, но благодаря постоянным усовершенствованиям он теперь также позволяет двустороннее движение на 78 км, но также разделен на несколько меньших отсеков, что обеспечивает проход судов бок о бок. В настоящее время канал может пропускать суда водоизмещением 210 000 тонн, при этом транспортная деятельность поддерживается железнодорожной линией, идущей параллельно западному берегу канала.

Суэцкий канал считается первым искусственным каналом в мире, который уже использовался для движения и транспортировки. Его история восходит к 13 веку до нашей эры, когда, осознавая его стратегическое значение, древние египетские фараоны прорыли канал, соединяющий дельту Нила с Красным морем. Однако в течение следующей тысячи лет, несмотря на несколько попыток восстановления, канал был заброшен. В 8 веке попытки сохранить его состояние были навсегда оставлены. Намерение построить современный канал возникало снова и снова, даже после французской экспедиции Наполеона Бонапарта в Египет, но никаких существенных шагов предпринято не было.

Затем, в 1854 году, французский инженер и дипломат Фердинанд Мари де Лессепс заручился поддержкой вице-короля Египта Паши Саида в строительстве канала. В 1858 году, в результате, Лессепс основал Общество Суэцкого канала (Compagnie Universelle du Canal Maritime de Suez), двумя основными владельцами которого по соглашению изначально были Франция и Египет. Компания получила концессию от Саида-паши сроком на 99 лет с момента открытия (1869 г.) на строительство, использование и эксплуатацию торгового морского Суэцкого канала, после чего права перешли бы к египетскому правительству. Канал был спроектирован австрийским инженером Алоисом Негрелли, и 25 апреля 1859 года начались строительные работы, рассчитанные на десять лет. Официальная церемония открытия канала состоялась в 1869 году с участием тысяч важных гостей, в том числе многих правителей и многих других известных личностей.

Суэцкая война 1956 года

Однако в 1875 году из-за огромных затрат на строительство канала внешние долги Египта выросли до такой степени, что страна оказалась на грани банкротства, вынудив ее продать свои 44% акций Великобритании, в результате чего Суэцкий канал стал британским. Для Великобритании канал имеет первостепенное значение, потому что он облегчил поддержание торговых отношений с ее колониями (Индией, Австралией, Новой Зеландией, Дальним Востоком). Таким образом, в 1882 году, когда в Египте вспыхнули восстания, чтобы положить конец европейскому влиянию, британцы, не колеблясь, отправили в страну войска в рамках военной интервенции, которые находились там до 1952 года. В Египте политический и экономический контроль не регулировался международным правом до 1914 года, когда Великобритания ввела протекторат. Страна номинально оставалась автономной провинцией Османской империи, возглавляемой вице-королем, но де-факто контроль был сосредоточен в руках британского генерального консула. Во время длительного британского присутствия Великобритания получила эффективный контроль над территорией канала, так что во время внутриполитических конфликтов в Египте территориальный нейтралитет канала гарантировался британскими войсками.

В Константинопольской конвенции 1888 года великие державы провозгласили нейтральный статус Суэцкого канала и характер международного водного пути, согласно которому торговым и военным кораблям всех государств должно быть гарантировано право транзита независимо от их флага.

В одностороннем заявлении в 1922 году Великобритания официально восстановила независимость Египта, который находился под британским протекторатом в период с 1914 по 1922 год, но британские солдаты все еще могли оставаться на египетской территории, чтобы обеспечить нейтралитет Суэцкого канала.

Внутриполитическая ситуация в Египте вынудила британцев в 1936 году подписать договор, по которому Великобритания должна была пойти на различные уступки, чтобы Египет стал независимым, но ей все же удалось сохранить контроль над каналом. Государство Израиль было создано на библейско-исторической территории Палестины в 1948 году, и с тех пор Египет отказывался разрешать судам, проходящим через Израиль или выходящим из него, проходить через канал. В 1954 году новый премьер-министр Египта Гамаль Абдель Насер договорился с Великобританией о выводе британских войск из региона, который произошел в июне 1956 года.

Затем, 26 июля 1956 года, президент Насер национализировал компанию Суэцкого канала с компенсацией акционерам. Решение было основано на том факте, что, несмотря на предыдущие обещания США, они отказались предоставить финансовую поддержку для строительства Асуанской плотины, поэтому Насер хотел профинансировать строительство плотины за счет доходов от эксплуатации Суэцкого канала.

Стратегическое значение национализации заключалось в том, что нефть, добываемая на Ближнем Востоке, составляла половину транспортировавшейся по каналу, поэтому не имело значения, кто контролировал водный путь. В результате этой меры конференция по Суэцкому каналу встретилась с представителями 22 государств в августе, а затем в сентябре, но не удалось достичь соглашения о статусе канала. Конфликт интересов стал очевиден в Египте, с одной стороны, и в Великобритании, с другой. Между Францией и Израилем, в результате чего Суэцкий кризис развернулся с июля по октябрь 1956 г. (одновременно с Венгерской революцией), что привело к Второй арабо-израильской войне в октябре-ноябре. После тайных переговоров о примирении три державы решили начать наступление на Египет, в рамках которого израильские войска начали атаку 29 октября 1956 года (что послужило поводом для войны со стороны Египта, ограничившего свободное передвижение израильских кораблей по Суэцкому каналу и Красному морю) в Синайский полуостров, который вскоре был оккупирован. Великобритания и Франция призвали стороны в ультиматуме прекратить боевые действия, что Израиль выполнил, но президент Египта не принял его. Французское и британское вето сделали Совет Безопасности ООН нерешительным.

В результате повреждений Суэцкий канал оставался закрытым, поэтому нефтяным танкерам пришлось обходить Африку, что затрудняло снабжение Европы нефтью. После того, как канал был очищен и восстановлен, он был вновь открыт в апреле 1957 года, и с тех пор войска ООН в этом районе гарантировали нейтралитет канала и район Синая.

Между 5 и 10 июня 1967 года произошла Третья арабо-израильская война, также известная как Шестидневная война, в ходе которой Израиль значительно расширил свою территорию, в том числе за счет оккупации Синайского полуострова. Суэцкий канал служил линией фронта, что делало его непригодным для движения транспорта. После окончания войны канал вернулся под власть Египта.

В 1973 году во время Четвертой арабо-израильской войны, широко известной как война Джом Киппур, через канал пересекли сначала египетские, а затем израильские подразделения. С точки зрения исхода событий, хотя Египет проиграл войну, он все же смог удержать Суэцкий канал. Стоимость ремонта канала, парализованного заминированными затонувшими судами, была предоставлена ​​нефтедобывающими арабскими странами и властями, использующими водный путь, и проход судов снова был разрешен в июне 1975 года. Суда, идущие в Израиль и из него, могли использовать канал только в том случае, если они перевозили невоенный груз, но таких ограничений не существовало с момента подписания мирного договора 1979 года между двумя странами.

Нейтралитет Суэцкого канала регулируется международной конвенцией. Согласно международному праву канал является неотъемлемой частью территории египетского государства, но Египет не может контролировать его бесконечно, то есть он может принимать меры безопасности, чтобы защитить себя, но он должен обеспечивать проход иностранных судов. Важность канала сегодня уменьшилась, отчасти из-за нефтепроводов, а отчасти из-за непрерывных улучшений, этот водный путь уже узок для танкеров огромной вместимости, что вынуждает их обходить африканский континент с юга. Тем не менее, Суэцкий канал по-прежнему остается одним из самых значительных и загруженных водных путей в мире.

Я автор многих статей на этом сайте и туристический блогер. В 2011 году я ушла с корпоративной работы и начала путешествовать. Я побывала в 36 странах на 6 континентах и не хочу останавливаться в ближайшее время!

vk

Елена Куравлева

туристический блогер

Комментарии 

0 Комментариев

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Читайте нас в социальных сетях: