Начало цивилизации древнего Египта

Египетская цивилизация была создана параллельно месопотамской в Северо-Восточной Африке над Нижним Нилом, как вторая из первых цивилизаций Старого Света. Как и на Ближнем Востоке, Египет был заселен с доисторического периода. В додинастический период (6000-3200 гг. до н.э.), предшествовавший формированию централизованного египетского государства, здесь возник ряд культур.

Население этих культур начало развиваться в долине Нила. Достижения доисторических жителей Египта были такими же важными и значительными, как и достижения тогдашних народов Ближнего Востока. Даже в седьмом тысячелетии до нашей эры климат пустынь, прилегающих к Египту, был жарким и влажным.

Со временем произошло опустынивание этих территорий, и населяющее их население прибыло в долину Нила, что дало возможность существовать. Около 6000 – 5000 до нашей эры из Сахары люди со знанием земледелия и животноводства достигли Египта. Приблизительно с 4500 лет до нашей эры здесь развился ряд неолитических культур, как в Дольне (Фаджум А, Меримде), так и в Верхнем Египте (Омари, Таса-Бадари).

Население этих культур последовательно обосновалось в долине Нила, что привело к развитию сельского хозяйства. Тогда появились кремень, гончарное дело, изготовление украшений. Началось поддержание торговых отношений с жителями Нубии, Синайского полуострова и Палестины. Убеждения людей стали началом религиозной системы древнего Египта.


Пласты культур, сложившиеся в Египте в IV в. до н.э., имели большое значение для создания этой цивилизации. Это были культуры: Нагада (I, II, III) в Верхнем Египте и культура Нижнего Египта.

Нагада I

Культура Нагада I (Амра) развивалась в период 3800-3500 гг. до н.э. в районе Верхнего Египта. Ее население происходило из культуры таса-бадари. К ее наиболее важным достижениям относится развитие гончарного производства и строительства. Впервые в культуре Нагада I наземные ресурсные полости были заменены зернохранилищами. Появились более сложные формы погребения (в том числе в тростниковых гробах), производство камня и каменной кладки, украшения и косметические палитры.

Нагада II

В культуре Нагада II (Герцея) 3500-3200 гг. до н.э. нам приходится иметь дело со стихийно растущим культурным и технологическим уровнем египетского населения. В это время были созданы обширные могильники, состоящие из различных могил (есть как бедные земные полости, так и гробницы с кирпичными камерами и росписью). Это свидетельствует о начале имущественного и социального разнообразия.

Культура распространяется почти по всему Древнему Египту. Мастерство (расписная керамика, палитры, медные предметы, украшения) и искусство (статуэтки, картины) достигают высокого уровня. Интенсифицируются контакты с Шумерами (вероятно, через Библос, куда египтяне и шумеры пришли искать кедровое дерево) и Нубию.

Увеличивается использование престижных товаров (золото, серебро, полудрагоценные камни). Возникают сильные политические центры, и поэтому выделяется элита общества (включая священников и аристократию). Во время периода Нагада II были построены первые здания в истории Египта.

На керамических и могильных картинах использовались характерные часовни для празднования обрядов. В возникающих центрах протогородах (в том числе в Буто, Саисе, Ираконполисе, Абидосе) лидеры, тесно связанные с формирующейся организованной религией, контролировали ресурсы подчиненных районов и ирригационных систем.


Именно развитие ирригационного земледелия повлияло на возникновение египетской цивилизации и способствовало формированию политического имиджа этой цивилизации. Долина Нила, которая сегодня является поясом плодородной земли, питаемой Нилом, имеет совершенно иной характер, чем обширные равнины Месопотамии.

Нил – самая длинная река на Земле (вытекающая из окрестностей озера Виктория и гор Рувензори) питается осадками в сезон дождей. Во время дождей вода растет постепенно, спокойно и ее объем в реке увеличивается в четыре раза. Египтяне изобрели способ орошения с использованием бассейнов (водохранилищ), которые собирали воду во время наводнения, которое впоследствии было распределено по полям.

Это была менее трудоемкая система, чем месопотамская и не вызвало засоление почвы, а лишь слегка заиливало каналы. Эта система способствовала объединению отдельных поселений, потому что расположенные ниже деревни, могли чувствовать нехватку воды из-за ее потребления более высокими бассейнами, принадлежащими другой группе людей.

Это был политически объединяющий фактор, потому что компактная, связанная система позволила повысить урожайность. Именно в этот период система орошения обрела окончательный вид. Вместе с этим начали развиваться первые египетские административные единицы, со своими собственными эмблемами и знаменами, полученными из племенных тотемов. В то же время сохранились многие элементы старой религиозной и социальной традиции, связанные не только с культом богов и похоронных ритуалов, но и с личностью правителя.

Правители обладали, согласно их взглядам, символической и магической силой. Завоевывая все новые и новые области, они делали из завоеванного населения подданных / подчиненных, которые были четко отделены от элиты. Таким образом, были созданы ранние государства в долине Нила. Первыми государственными образованиями, сформировавшимися в период Герца, являются – Это, Нагада, Иераконполис и Буто.

Нагада III

Период Нагада III (также называемый периодом поздней середины династии – 3200-3050 гг. до н.э.) был временем элементарных изменений, ведущих к формированию единого египетского государства под властью царей (фараонов). В начале этого периода в Абидосе появилась линия правителей, которая объединила большую часть Верхнего Египта в один политический организм (так называемая династия «0»).

Египетский народ отказался от миграционного скотоводства, интенсифицировал сельское хозяйство и ирригацию, что привело к увеличению численности населения и расширению городских округов. Основные изменения произошли в технологии ранних городских обществ Египта.

Специализированные мастера и художники усовершенствовали скульптурное искусство, которое достигло высокого уровня за этот период (оно представлено в основном статуями божеств, животных и барельефами на поддонах). Первые многокамерные королевские могилы были созданы с кирпичными стенами.

Первым из них была гробница Уджа из Абидоса, содержащая большое количество керамики, инкрустированные таблички и королевские скипетры. Вероятно, здесь был похоронен правитель по имени Скорпион, около 3150 г. до н.э. На сосудах, принадлежащих дворцу, стали появляться знаки серехов – записи королевских имен. Там были таблички с именами владельцев и ремесленников – первые записи иероглифических писем около 3200 г. до н.э.

Египетская письменность происходит из пиктографических записей имен или простых отдельных слов на пластинах из слоновой кости или на сосудах с Умм-эль-Каб в Абидосе. Эти тарелки содержат записи с именами мастеров в качестве технических исполнителей. Наряду с этими записями, специальные графические формы (напоминающие фасад дворца) были размещены на различных объектах, окружающих фонетическую запись имени царя. Произошло объединение политических центров в более крупный государственный организм.

Первым царем объединенного Египта и первой династии под названием Тыникка, был Хорус Нармер (3090 / 3080-3040 гг. до н.э.), основатель египетского государства. Воссоединение Египта было сделано самим Нармером и незадолго до его вступления на престол. Нармер был создателем централизованной администрации Египта, он проводил масштабные ирригационные работы.

Он основал города Крокодилополис и Мемфис (где он построил храм Птаха). Он руководил экспедициями в Нубию и Палестину, и его злобные походы известны как в Египте, так и в соседних странах. По словам Манетона, он умер во время охоты на бегемота и его похоронили в Абидосе.

Преемником Нармера был Хорус-Аха (3040-3020 гг. До н.э.), он построил дворец в Мемфисе и основал некрополь в Саккаре. Стремясь укрепить позиции молодого государства, он организовал экспедиции в Ливию и Нубию, установив южную границу Египта. Он построил храм Нейт в Саисе в Дельте, а также многочисленные форты, защищающие границы. Во время его правления усилилась торговля с Сирией. Сын Хорус-Ахи, Дета и его наложница Хент-Хорус Джер (3020-2970 гг. До н.э.) покорили страну Секзат (Синайский полуостров) и отправились в горы Ливана за кедровой древесиной.

Во время правления Хоруса Семерета (2905-2890 гг. до н.э.) Египет пострадал от стихийных бедствий и внутренних беспорядков. Скорее всего Семерет мог быть очень жестоким узурпатором, потому что его имя позже было стерто из многих надписей. Последним правителем первой династии был Хорус Ка (2890–2860 гг. До н.э.). Неизвестно, как изменилась королевская линия, но мы знаем, что правители следующей династии – пришли из окрестностей Абидоса.

Во времена правления первой и второй династий древний Египет достиг высокого уровня цивилизации. Специализированные мастера изготавливали предметы роскоши для правителей и чиновников: мебель, гробы, украшения, керамогранит, поддоны, а также знаки статуса: скипетры, булавы, короны. Развивалось гончарное производство и изготовление керамики достигло высочайшего уровня. Поддерживались широкие торговые отношения с Нубией, Палестиной, Сирией и Месопотамией. Есть некоторые художественные мотивы и цилиндрические печати, найденные в Египте из Месопотамии. Египтяне могли вступать в контакт с шумерами в порту Библос на побережье Ливана.

Правителей хоронили вместе с богатой утварью в сухих кирпичных гробницах, форма которых была схожа с королевским дворцом. Есть примеры фигурной скульптуры, связанной с поклонением – статуи божеств.

Социальная структура Египта, его администрация и религиозные идеи были сформированы в этот период. Со времен первой и второй династий засвидетельствованы следующие должности: визирь (ответственный за всю администрацию высшего руководства), носитель сандалий, глава елового деревянного дома (который следит за импортом кедра из Ливана).

В дополнение к этим высокопоставленным чиновникам существовала армия писателей, составляющих ядро администрации. Было отмечено деление египетского общества на слои: сопровождающие царя аристократы, священнослужители, крестьяне и ремесленники, которые поддерживали страну своей тяжелой работой.

Развивалась концепция бога-правителя, почитаемого его подданными, равного другим божествам в пантеоне. Царь имел высшую административную и религиозную, судебную и военную власть. Он был бесспорным правителем. При вступлении на престол правитель принимал сложный титул, состоящий из множества имен. Наиболее важным королевским титулом был титул Короля Верхнего и Нижнего Египта.

Оппозиция в стране была против божественного порядка. Согласно этой доктрине, в нашем понимании не было «свободных» людей. Каждый человек зависел от правителя. Египетское государство было хорошо управляемым централизованным политическим органом. Эта доктрина власти сохранилась до конца египетской цивилизации и оказала огромное влияние на сознание египтян, формируя их консервативный менталитет, скептически относящийся к любым изменениям.

Поделитесь с друзьями
Елена Куравлева
Елена Куравлева

Я автор многих статей на этом сайте и туристический блогер. В 2011 году я ушла с корпоративной работы и начала путешествовать. Я побывала в 20 странах на 6 континентах и не хочу останавливаться в ближайшее время!

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *