Выбрать страницу

Парфенон

После персов Афины стали большим городом с сильным флотом. Был создан Делианский союз, и деньги, предложенные городами, хранились на Делосе. Однако позже они были перевезены в Афины, и Перикл использовал часть этих денег для строительства Парфенона. Парфенон был построен на месте бывшего храма Афины, который был разрушен персами во время персидских войн.

Где находится Парфенон

Он построен в честь богини Афины, защитницы города Афины. Он стал результатом сотрудничества выдающихся архитекторов и скульпторов в середине V века до нашей эры. Эпоха его строительства является синонимом амбициозных планов расширения Афин и политического престижа, который был достигнут против их союзников в период афинской гегемонии в Древней Греции.

Парфенон – самый яркий памятник Афинского государства и колофон дорического стиля. Его строительство началось в 448/7 г. до н.э. Инаугурация состоялась в 438 г. до н.э. в Мегале Панатиная, а скульптурное оформление было завершено в 433/2 г. до н.э. Согласно источникам, архитекторами, которые работали, были Иктинос, Калликратис и, возможно, Фидий, который также отвечал за скульптурное убранство. Это один из немногих полностью мраморных греческих храмов и единственный дорический храм со всеми рельефными метопами.

Многие части скульптурного убранства, антаблемента и потолочных панелей были окрашены в красный, синий и золотой цвета. Был использован пентелийский мрамор, за исключением столба, который был сделан из известняка. Крыло имело 8 колонн шириной и 17 длиной. Расположение столбцов необычайно плотное с соотношением диаметра столбца к диаметру столбца 1:2,25. По узким сторонам располагался второй ряд из 6 колонн, что создавало иллюзию двойного храма. Другой особенностью было наличие фриза, который окружал неф по всей его длине и, возможно, является наиболее очевидным из ионических влияний. Метопы на восточной стороне изображают битву гигантов, на западе – битву при Амазонке, на юге – битву кентавров, а на севере – сцены Троянской войны.

Золотое сечение

Храм с главным входом обращен на восток. Его внутренняя длина составляет 100 мансардных футов, то есть 30,80 метра. В этих числах выражены удивительные пропорции. Чердак, который составляет 0,30803 метра или иначе 1/2Φ, где Φ = 1,61803, выражает Золотое сечение. Золотое число Φ, или иначе число 1,618, часто встречается в природе, в пропорциях нашего лица, нашего тела, цветов и растений, в искусстве, в живых организмах, в ракушках, в ульях и многих других. Многие, даже в строении Вселенной и орбитах планет. Таким образом, Золотое Сечение – одно из величайших правил выражения Прекрасного. Прекрасное всегда подчиняется этим правилам, поэтому эстетическая наука ясно и правильно определяет, и учит, что существует объективно Прекрасное, которое всегда стремится к золотому числу Φ (1,618). И чем ближе пропорции к числу 1,618, тем красивее творение.

Математические симметрии

Последнее левое и правое расстояние между колоннами (восточная сторона) меньше, чем у остальных, которые равны друг другу. Однако внутри Парфенона, в каждой из его пропорций, мы встретим кое-что еще: последовательность Фибоначчи. То есть последовательность, в которой каждое число равно сумме двух предыдущих: 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55, 89, 144 и т. д. (каждое число равно сумме двух предыдущих). Кроме того, соотношение двух последовательных чисел в последовательности стремится к так называемому золотому сечению, или золотому сечению, или числу F. Кроме того, внутри Парфенона, конечно же, есть число π = 3,1416, что также выражается соотношением 2Φ2/10 = 0,5236 метра. Шесть столбцов дают нам π=3,1416, и если мы предположим, что все это было известно, что бы вы сказали, если бы мы сказали, что в этом идеальном здании мы также найдем число Непери e =2,72, что приблизительно равно Φ2 = 2.61802. Эти три числа присутствуют в природе, они существуют во всем Творении, и ничто не может функционировать без них. Загадка, однако, велика: знали ли создатели храма эти числа и отношения между ними, и как им удалось включить их с такой детализацией и точностью в здание?

Свет

В Парфеноне нет окон, и среди археологов остается загадкой, как было освещено внутреннее пространство нефа. Утверждается, что свет проникал через большую широко открытую дверь, хотя это довольно сомнительно, потому что, когда она была закрыта, монахиня и другие слуги не могли пройти через нее. Мнение о том, что они использовали факелы, не кажется правильным, поскольку никаких следов сажи обнаружено не было. По общему мнению, в крыше был проем, который назывался «опаион», откуда проникало много света. Если бы крыша не была разрушена ракетой Морозини в 1669 году, на все эти вопросы были бы даны ответы.

Особое пространство

Этот древний храм не определяется окружающим пространством, напротив, храм определяет пространство своим внешним видом. Колонны настолько «живы», что придают архитектуре ритм и движение. Путь и расстояние колонн создают особую «индивидуальность» теней, которые создают у зрителя впечатление, что они движутся или идут. Крыша храма также создает ощущение, что, несмотря на свой огромный вес, она легко опирается на все здание.

Нет прямых линий, а есть кривые

По своей архитектурной конструкции Парфенон не имеет прямой линии. Напротив, есть незаметные изгибы и даже невидимые, которые создают впечатление, что столб, например, прямой и абсолютно плоский. Кривая антаблементов аналогична. Это произошло потому, что Иктинос предвидел и учел естественное несовершенство человеческого глаза. Таким образом он создавал у зрителя, смотрящего на Парфенон под определенным углом, иллюзию, будто храм поднимается в воздух. Столбцы, как известно, имеют выпуклость (называемую «интенсивностью») примерно на полпути вверх по столбцу. Что не очень хорошо известно, так это то, что оси колонн, как антаблемент с каркасом, имеют небольшой наклон внутрь от 0,9 до 8,6 см. Этот наклон означает, что, если мы мысленно вытянем оси вверх, они соединятся на некоторой высоте, образуя мысленную пирамиду. Точка над платформой, где встречаются мысленные боковые продолжения колоннад Парфенона, составляет около 1852 метра. При измерении оказалось, что это примерно половина Великой пирамиды Хеопса в Гизе, Египет.

Землетрясение

Еще один секрет, которым владеют его архитекторы, – сейсмичность здания. За двадцать пять веков Парфенон с момента своего создания не рухнул, не пострадал, не имеет трещин. Частично это связано с его пирамидальной конструкцией, но на самом деле Парфенон «ступает» не прямо на почву голой скалы, а на булыжники, которые прочно связаны со скалой.

Ненаучные парадоксы

Днем и при солнечном свете, в любое время года, тени, которые создаются вокруг храма, показывают определенные части планеты. На какие знаки они указывают и что означают, исследуют специалисты и неспециалисты. Взглядов много, и они не сходятся.

Если кто-нибудь встанет у подножия Акрополя на улице Эпимениду и обратит взор вверх, он увидит человека на скале. С определенной точки зрения представлена мужская голова, на которой выделяются брови, глаза, нос и рот. Игра природы или намеренно высеченная в скале? Однако в древнегреческой литературе нет даже указаний на нечто подобное, вырезанное рукой человека на этом месте священной скалы. Павсаний тоже не упоминает. С той же стороны есть еще двенадцать фигур, которые не так очевидны, но при внимательном наблюдении они «появятся» из скалы.

Многие наблюдатели обнаружили, что над Акрополем на более широкой территории бассейна Афин зимой очень редко появляются черные и «тяжелые» облака, как в других областях вокруг бассейна и остальной части Аттики. Особенно весной и летом небо над Акрополем кристально чистое. Фактически, древние афиняне, когда они хотели сделать прогноз погоды, никогда не смотрели на небо над храмом, а обращали свой взор на Ахарнес, Парниту и в определенную точку, пик под названием Арма. Арма функционировала как метеорологическая служба, потому что, если там появлялись тучи, ожидался сильный дождь, а если эта часть неба будет синей, – лето. Кроме того, призыв к Зевсу для дождя был сделан только с взором, обращенным на вершину Парнита Арма, а не на Акрополь.

Я автор многих статей на этом сайте и туристический блогер. В 2011 году я ушла с корпоративной работы и начала путешествовать. Я побывала в 36 странах на 6 континентах и не хочу останавливаться в ближайшее время!

vk

Елена Куравлева

туристический блогер

Читайте нас в социальных сетях: