Япония, или «Страна восходящего солнца», несомненно, является одним из самых интересных мест в мире. Захватывающая культура и нетрадиционный образ жизни, необычное сочетание традиций и современности, синтез природы и технического прогресса.
Столица – Токио с населением 13 миллионов человек. Официальный язык – японский. Японцы составляют 98% населения, немногие меньшинства – китайцы, корейцы и айны. Конституция – конституционная и парламентская монархия. Япония предлагает путешественнику увлекательную историю, восхитительные вкусовые ощущения и новейшие технологии.
Древнее и в то же время современное островное государство
Японию часто называют страной восходящего солнца, и в этом прозвище можно найти много символики. Япония расположена на востоке, там, где восходит солнце. Япония – одна из стран с развивающейся технологией. Какое бы значение ни было придано этому прозвищу, одно можно сказать наверняка: размышления о секретах Японии не заканчиваются на имени.
Япония – островное государство в Тихом океане на юго-востоке Азии, состоящее из четырех основных островов и 6848 небольших островов и архипелагов. Столица страны Токио расположена в центральной части главного острова Хонсю. Другими крупнейшими островами являются остров Хоккайдо на севере, Кюсю на западе и остров Сикоку на юге Хоснху.
В Японии проживает почти 130 миллионов человек – некоторые в современных и многолюдных больших городах, некоторые в зеленой сельской местности.
Япония – очень разнообразная и многогранная страна. Островное государство может вместить древние храмы, футуристические города, а также бизнесменов в костюмах хулиганов.
Самые известные туристические направления – Токио и Киото. Историю Японии лучше всего изучать в бывшей столице Киото, где, помимо прочего, есть много впечатляющих храмов.
Географическое положение Японии
Японский архипелаг, расположен на восточном побережье азиатского континента. Общая площадь Японии составляет 377 435 кв. км. Архипелаг состоит из четырех основных островов: Хонсю, Хоккайдо, Кюсю и Сикоку (в порядке от самого большого до самого маленького), а также из нескольких цепочек островов и тысяч небольших островков. Хонсю покрывает более 60% общей площади Японии.
Карта Японии – где находится
Горы – очень важная часть Японии, занимающая почти 70% территории страны. Большинство самых высоких гор находятся на острове Хонсю. Самая известная, конечно, гора Фудзи. Это самая высокая гора Японии 3776 м. В Японии 67 вулканов и почти все они активны. В последние годы произошло несколько серьезных извержений, которые разрушили дома и стали причиной гибели многих людей. В Японии ежегодно происходят землетрясения, от семи до восьми тысяч в год. Большинство из них настолько незначительны, что их никто не замечает, но сильные землетрясения время от времени приводят к серьезным последствиям. Поэтому здания спроектированы так, чтобы выдерживать серьезные сейсмические нагрузки.
Страна состоит из островов и имеет очень длинную береговую линию. Водохранилища являются очень важной частью ландшафта Японии: здесь находятся красивые горные озера, Японское море на западе и Тихий океан на востоке. Японский архипелаг расположен на тропической линии штормов, называемой тайфунами, которая чаще всего встречается в конце лета или в начале осени. Тайфуны вызывают наводнения и оползни.
Большие города, история и культура
Япония предлагает туристам как суматошный городской перерыв, так и расслабляющий культурный отдых. Горный пейзаж также предлагает развлечения для активно отдыхающих, интересующихся пешим туризмом.
Токио – отличный пример передового опыта Японии. В Токио есть чем заняться, а городские улицы и общественный транспорт временами переполнены. Толпы людей обычное дело в Токио, где стоит подготовиться к очередям, особенно в тематических парках и популярных достопримечательностях. Однако здесь есть чем заняться на любой вкус. Осака также предлагает хорошие возможности для отдыха в городе и ночной жизни. В обоих случаях важно заранее ознакомиться с окрестностями, так как города большие по площади.
Более спокойной стороной Японии можно полюбоваться в старых японских столицах цветущей сакуры в Киото и Наре. Киото – одно из самых интересных культурных мест Японии, здесь находится несколько объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Меньший город Нара расположен недалеко от Киото и скрывает несколько храмов и других культурных достопримечательностей.
Япония также может многое предложить спортивным путешественникам. Любители активного отдыха могут отправиться в поход по горным пейзажам страны или провести зимний лыжный отпуск на горнолыжных курортах северной Японии. Вы также можете подняться на гору Фудзи летом.
Гурманы найдут в Японии уникальную кухню, которая предлагает и другие вкусы, помимо всемирно известных суши. В японской кухне рыба используется по-разному, также популярны разные виды лапши. Вегетарианство – все еще довольно новое явление в Японии.
История Японии
Первое известное письменное упоминание о Японии содержится в китайской книге Хань с 1-го века нашей эры. Основные культурные и религиозные влияния пришли из культуры Китая.
Первая постоянная столица была основана в период Нара в 710 году нашей эры, город Хэйдзё стал центром искусства, религии и буддийской культуры. Нынешняя царская семья берет свое начало около 700 г. до н.э., однако до 1868 г. (за некоторыми исключениями) она имела высокий авторитет, но незначительную власть.
В 1603 году в результате победы в гражданской войне к власти пришла семья Токугава. Её следующие члены семьи были у власти в качестве сёгунов в течение 250 лет. Это был мирный период, значительное развитие ремесла, торговли и искусства, города стали расширяться.
В 1868 году начался период Мэйдзи. Реальная власть императора была восстановлена. Япония открылась миру и превратилась в мировую державу. Начиная с 1931 года Япония вела войну против Китая, Соединенных Штатов (1941), но потерпела поражение со стороны Соединенных Штатов и Соединенного Королевства.
После войны, оккупированной США и лишенной территориальных завоеваний, Япония превратилась в мирную и демократическую нацию. После 1950 года страна имела очень высокие темпы экономического роста и стала мировой экономической державой, особенно в производстве автомобилей и электроники. С 90-х годов экономический застой является серьезной проблемой.
Фауна и флора
Леса занимают более 66% территории страны. В северной части острова Хоккайдо есть хвойные леса таежного типа, в северной части Хонсю – леса, которые сбрасывают листья на зиму (бук, каштан, клен), на юге – Хонсю, Сикоку и Кюсю, зеленые субтропические леса (дуб, пихта мами, бамбук) и леса на архипелаге Рюкиу тропики. Самым крупным млекопитающим в Японии, является бурый медведь. Встречаются также: японская макака, восточный олень, ядовитая змея – тримерезурус. Птицы – цапель, фазан, дикая утка.
Климат
Климат очень разнообразный. Японский архипелаг простирается по небольшой дуге и находится в северо-восточной муссонной зоне. Температура на севере летом составляет около 20°C, в то время как зима очень снежная и холодная, а температура падает до -40°C. На юге страны намного теплее, около 30°C летом и около 15°C зимой.
В Японии четыре сезона. Мокрое и жаркое лето начинается в середине июля. Зимний сезон в Японии разнообразен в разных частях страны. В районах, расположенных на тихоокеанской стороне, много солнечных и теплых дней. Однако на Хоккайдо зимы очень холодные. В горах зимой много снега, который позволяет заниматься зимними видами спорта. Весна и осень в Японии – самые красивые и красочные сезоны (весна розовая от вишни, а осенью страна покрыта красными и коричневыми кленовыми листьями). Осень приносит тайфуны с проливными дождями и порывистыми ветрами.
Токио расположен на той же широте, что Афины и Лос-Анджелес. Зимы в столице Японии мягкие с низкой влажностью воздуха и редкими снегопадами, лето жаркое и очень влажное. Разнообразный климат, богатый дождями, способствует появлению больших лесных массивов и богатой растительности по всей стране.
Культура в Японии
Специфика японской культуры возникла в результате изоляции островов от остальной части азиатского континента. Основным источником вдохновения была культура Китая и Кореи, но изоляция способствовала развитию традиционализма и японской эстетики.
Японский язык, конечно, не относится к самым простым, но не так сложно выучить его произношение. Даже с небольшим усилием вы можете освоить основные фразы. Определенно большая проблема с японской системой письма. Это одна из самых сложных систем в мире, потому что три разных письменности используются одновременно.
Вежливое поведение в Японии
Японская культура во многом отличается от российской. Например, нам есть немного поводов для привыкания к чрезмерной вежливости японцев, поскольку изысканные манеры являются естественным явлением как в торговых центрах, так и в изысканных ресторанах.
Япония – дорогое и достаточно доступное туристическое направление. Цены зависят от того, что и где покупать. Например, фрукты дорогие, но по сравнению с Россией поесть в ресторане дорого. Токио один из самых дорогих городов в мире, но в целом турист может свести концы с концами. Цены доступные прямо за пределами основных торговых улиц и торговых центров.
Знание японского языка является преимуществом, но, в крупных городах, английский многие знают. Также для туристов примечательно начало мая, самого продолжительного курортного сезона в Японии, Золотой недели. В выходные дни некоторые помещения и достопримечательности могут быть более загружены, чем обычно.
Безопасность и стихийные бедствия
Япония – достаточно безопасное туристическое направление. Преступления против туристов в стране мало, а самая большая угроза для туристов – это стихийные бедствия.
Землетрясения и извержения вулканов происходят в Японии, находящейся в сейсмически активной зоне. Землетрясение также может вызвать цунами.
Летом и осенью в Японии также бывают тайфуны, где проливные дожди иногда вызывают наводнения и оползни. Туристу полезно следить за местными сводками погоды.
Сибуйский диагональный пешеходный переход – самый оживленный перекресток Японии. Пешеходный поток на перекрестке был показан во многих фильмах.
Гостиницы и размещение
Привычные нам отели гостиничных сетей можно найти в основном в крупных городах, например, в Токио. Это незабываемый опыт проживания в местных гостиницах или рёкани. Номера в гостиницах представляют собой традиционные японские номера с татами на полу, а гости спят на роскошных мягких матрасах вместо кроватей. В гостиницах часто также есть ванна, открытая для посетителей.
Помимо самых традиционных отелей и гостиниц, турист может попробовать довольно оригинальное жилье в Японии. Например, новаторство японских предпринимателей разработало капсульный отель, где гости спят в штабелированных капсулах. Кроме того, в крупных городах есть хороший выбор хостелов.
Путешествие по Японии
Общественный транспорт Японии надежен и пунктуален. Например, в Японии можно путешествовать на автобусе, поезде и самолете. В Японии левостороннее движение.
Железнодорожная сеть в Японии очень обширна, и поезда могут путешествовать не только между большими городами, но и в небольшие деревни. Между крупными центрами курсируют скоростные и сверхскоростные поезда. Помимо национальной железнодорожной компании, в Японии существует множество частных железнодорожных компаний.
Путешествие на поезде в Японии относительно дорогое, но очень быстрое и пунктуальное. Обычные поезда дешевле сверхскоростных поездов, которые являются самым простым способом путешествовать на большие расстояния. В крупных городах, помимо пригородных поездов, турист может путешествовать еще и на метро. В пригородных поездах и метро цена зависит от расстояния.
Перед поездкой в Японию турист должен получить проездной Japan Rail Pass, который необходимо приобрести до прибытия в страну. С проездным на поезд можно путешествовать, например, примерно за 200 евро в неделю. Региональных проездных Suica и Pasmo, которые действуют в Токио, также достаточно для местного движения. Проездной Icoca также действует в западной Японии.
Например, из Токио в Киото дешевле всего ехать автобусом, поэтому билеты стоят в лучшем случае 20-30 евро. Дорога занимает восемь часов. Например, сверхскоростные поезда – это более быстрый способ перемещения между островами, но они также и более дорогие, так как сверхскоростной экспресс между Токио и Киото может стоить более 100 евро.
Старая смотровая башня Токио, Токийская телебашня, является культовой достопримечательностью, хотя небоскреб Skytree вытеснил ее в качестве туристического направления.
Гигантский Токио
В центральной столице Японии Токио, острове Хонсю, есть чем заняться, чтобы еще больше отдохнуть. В столичном районе Токио проживает около 13 миллионов человек.
В миллионном городе легко потеряться среди развлечений. Оживленная городская жизнь окружена большими торговыми центрами, разнообразными ресторанами и специальными вечерними развлечениями, такими как караоке-бары, переполненные ночные клубы и уютные мини-бары.
Самые интересные районы Токио включают модные магазины и магазины Сибуя, Синдзюку и Харадзюку, а также современные технологии и популярную культуру в Акихабаре. Кроме того, есть что увидеть и испытать в Уэно и на искусственном острове Одайба. На Одайбе есть торговые центры и музеи, а также традиционный японский спа-салон.
Вишневые деревья в Киото
Классический Киото, расположенный в западной части острова Хонсю, предлагает возможность исследовать традиционную и утонченную Японию, но в городе также есть современная торговая улица и смотровая башня.
В городе насчитывается 17 объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Храмы, дворцы и альпинарии – неотъемлемая часть территории, засаженной вишневыми деревьями.
Культурный турист Нара
Расположенная недалеко от Киото, Нара была первой настоящей столицей Японии и сегодня является настоящей сокровищницей для путешественника. В городе много культурных объектов и восемь объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.
Нара – небольшой городок, достопримечательности которого легко исследовать, например, во время однодневной поездки из Киото. Город известен своими свободно гуляющими оленями.
Японская кухня
Кулинарный опыт – одна из величайших достопримечательностей, которые ждут нас во время посещения Японии. Японская кухня пользуется самой здоровой репутацией в мире. Это низкокалорийный, богатый белком и низким содержанием жира рацион питания.
Он практически лишен специй, основан на рисе, соевых продуктах (мисо, тофу), рыбе, морепродуктах, овощах и водорослях. Этот рацион питания известен своими простыми, но красиво составленными блюдами, в которых отдельные ингредиенты не заглушают вкус других. Япония – это рай для гурманов.
Традиционная кухня – это не только суши, темпура и сукияки, которые являются самыми известными в мире, но существует ряд менее известных способов приготовления пищи.
Саке – традиционный напиток, крепкое рисовое вино, которое можно подавать как холодным, так и горячим в виде глинтвейна. Однако самый популярный алкоголь среди японцев – пиво, которое можно купить даже в торговых автоматах. Японцы по традиции пьют много зеленого чая, который очень питательный и полезный, содержит витамин С и кофеин.
Японская валюта
Валюта этой страны является одной из наиболее важных в международной валютной системе, поскольку она занимает пятое место по доле международных операций, уступая только доллару, евро, британскому фунту и китайскому юаню. Кроме того, важно помнить о размерах японской экономики, ведь это третья экономика в мире по номинальному ВВП.
История японской иены
В отличие от других валют, японская иена имеет относительно короткую историю. Её появление было связано с процессом комплексной модернизации страны. Стоит помнить, что до революции Меджи, начавшейся в 1868 году, в этом экзотическом мире сёгунов, самураев и крестьян, лишенных каких-либо прав, был настоящий валютный хаос.
До 1871 года действовала сложная денежная система. Со временем монеты, выпущенные отдельными районами, утратили свою первоначальную стоимость, а большое количество использованных денег вызвало трудности в торговле. Поэтому введение единой японской валюты в 1871 г. по образцу испанского доллара должно было стать движущей силой позитивных изменений. Вместе с иеной были введены в обращение две меньшие денежные единицы – сон и рин. Начальная стоимость одной иены была установлена на уровне 24,26 грамма чистого серебра.
Иена – наминал монет
После исключения меньших денежных единиц из обращения (31 декабря 1953 года) японские монеты выпускаются только в иенах. В настоящее время используются следующие монеты:
- 1 иена;
- 5 иен;
- 10 иен;
- 50 иен;
- 100 иен;
- 500 иен.
Все японские монеты круглые, и две из них (5 иен и 50 иен) имеют отверстие в середине. Отдельные монеты можно легко отличить друг от друга из-за большого различия в весе и размере. Это важный вопрос в контексте растущего участия японских пожилых людей в обществе.
Йена – банкноты
Японские банкноты также довольно характерны. Что особенно примечательно, так это их небольшое количество. В настоящее время Банк Японии выпускает следующие деньги в бумажной форме:
- 1000 иен – синяя банкнота с изображением ученого Хидейо Ногучи;
- 5000 иен – лиловая банкнота с изображением писателя Ичию Хигучи;
- 10000 иен – бронзовая банкнота с изображением писателя Фукузавы Юкичи.
На фоне своих коллег из других развитых стран, японские банкноты отличаются довольно скромным внешним видом и приглушенным цветом. С точки зрения безопасности, японские банкноты, конечно имеют высокий уровень защиты. В связи с растущей популярностью безналичных расчетов в Японии монеты и банкноты постепенно теряют свое значение (недавно Япония стала первой страной в мире, признавшей криптовалюту Биткоин в качестве средства платежа).
Религии в Японии
В Японии существует несколько религий, хотя ни одна из них не является привилегированной для государства. Основной религией является буддизм, который исповедуют 90 миллионов жителей страны. Христианство исповедуют 1,5 миллиона человек, мусульмане – около 100 000. Следует отметить, что многие японцы не привязаны только к одной религии – в зависимости от случая, они могут праздновать синтоистские или буддийские праздники. Они женятся в соответствии с синтоистским обрядом, а ритуал погребения происходит в соответствии с буддийским. Эти три религии не исключают друг друга, создавая особую систему верований и этики в Японии.
Синтоизм
Коренная японская религия, которая исходит из верований предков. Поклоняются богам, которые следят за огнем дома и обеспечивают счастье всей семьи. Синтоистская догма была божественным происхождением императорской семьи. В девятнадцатом веке синтоизм был возведен в ранг государственной религии и был даже во время Второй мировой войны. Синтоистский храм называется дзиндзя. Но с 1946 года государство перестало оказывать поддержку и привилегии любой из религий.
Буддизм
Буддизм и синтоизм существуют бок о бок и часто идентифицируются японцами. В честь погибших отмечается праздник Обон. Дома украшают алтари буцудан, на которых совершаются жертвоприношения в виде тортов из битого риса, фруктов, зажигают лампы Бондоро, чтобы призвать духов своих предков.
Конфуцианство
Конфуцианство – это религия оптимистического гуманизма, оказывающая особенно значительное влияние на жизнь, социальную структуру и политическую философию. Религия исходит от одного человека, известного как Конфуций, родившегося за 500 лет до Христа. Конфуцианство в первую очередь решает вопросы моральной целостности и этического поведения в жизни и часто отождествляется с этической системой, а не с религией. Это моральный кодекс для японцев. Конфуцианство основано на пяти обязанностях:
- долг отца перед сыном;
- долг сына перед отцом;
- долг жены перед своим мужем;
- долг младшего брата перед старшим;
- долг друзей перед друг другом.
Важность отдельных обязанностей заключается в том порядке, в котором они перечислены. Отправной точкой для появления этих зависимостей является убежденность в том, что человек, в отличие от животного, может жить только в семье, которая оказывает поддержку в организации государства. Кроме того, конфуцианство провозглашает пять добродетелей, которые должен соблюдать благородный человек. Это:
- щедрость;
- справедливость;
- этика;
- знание;
- честность.
Япония, самая безопасная страна в мире
Страна цветущей вишни – отличное место для путешествия не только благодаря своей уникальной культуре. Туристы ценят это место из-за безопасности, существующей в стране. Вот некоторые аргументы, подтверждающие мнение о том, что Япония – самая безопасная страна в мире, как для приезжающих на каникулы, так и для самих японцев.
Низкий уровень преступности
Первая и самая важная причина, по которой Япония так безопасна – низкий уровень преступности. По сравнению, например, с США, в Японии в четыре раза меньше преступлений в год, а уровень убийств на душу населения в одиннадцать раз меньше. По данным Национального полицейского управления Кейсацучо, в 2015 году было зафиксировано рекордно низкое число преступлений с момента окончания Второй мировой войны. Существует мнение, что большинство из немногих преступлений и краж совершаются иностранцами.
Дети передвигаются по городу в одиночку
Дети в Японии чрезвычайно независимы – это необычное зрелище, когда ребенок на протяжении всей учёбы ездит на поезде в школу один. По словам японских родителей, это отличная возможность научиться быть независимым. Общественный транспорт чрезвычайно безопасен и пунктуален, поэтому они оставляют своих детей в одиночестве без каких-либо проблем. Если уж дети в безопасности, то и туристы конечно тоже!
Благоприятное отношение к туристам
Несмотря на то, что трудно объяснить общий страх большинства японцев перед использованием английского языка, даже в центре Токио потерянный турист может рассчитывать на помощь прохожих, полицейских или работников станций общественного транспорта. Где бы мы ни появлялись, нас будут встречать с улыбкой, а если возникнут проблемы обязательно помогут. Многие туристы рассказывали истории о том, как они стояли и ждали кого-то на вокзале и через мгновение к ним подошел неизвестный японец, спрашивая все ли в порядке, и не потерялись ли они.
Транспорт в Японии
Поезд
Япония славится лучшими железнодорожными связями в мире, которые в то же время не самые дешевые. Конечно, чаще всего упоминаются чрезвычайно быстрые поезда Синкансэн. Из-за стоимости билетов на этот вид транспорта, туристам рекомендуется покупать билет на неограниченное количество поездок. Если вы цените комфорт, у вас мало времени, хочется быстро перемещаться между городами, а бюджет – это второстепенный вопрос, то поезд является лучшим способом путешествовать по Японии.
Автобус
Цены аналогичны поездам, а время в пути иногда увеличивается в несколько раз, поэтому мы не рекомендуем данный вид транспорта.
Автостоп
Дорогой общественный транспорт, развитая дорожная инфраструктура и очень низкий уровень преступности делают Японию хорошей страной для путешествий автостопом. Если вы не гонитесь за временем, то это может быть отличным приключением и в то же время вы сэкономите много денег.
Медицина в Японии
Перед поездкой в Японию необходимо приобрести медицинскую страховку. Особых требований к вакцинации нет, но японские таможенники проверяют всех въезжающих на различные заболевания. Медицинские услуги в Японии очень дороги.
В Японии хорошо развита инфраструктура медицинского обслуживания (даже в некоторых отелях есть свои врачи), но языковой барьер – большая проблема. В большинстве больниц врачи общаются только на японском языке, поэтому, прежде чем вы соберетесь в Японию, выучите или запишите основные фразы, полезные при разговоре с врачом.
Сельское хозяйство
Только 14% страны пригодно для выращивания сельскохозяйственных культур. Для Японии характерна большая раздробленность хозяйств, площадь которых в среднем составляет 1,4 га. В основном выращиваются рис, овощи и фрукты. Существует также животноводство, разведение домашней птицы, крупного рогатого скота и свиней. Тем не менее, сельское хозяйство Японии не может удовлетворить потребности внутреннего продовольственного рынка, следовательно, многие продукты питания получают путем импорта из других стран.
Япония – что взять с собой?
Выйдя из гостиницы, убедитесь, что вы взяли билеты на проезд и документы. Прежде всего, вы должны помнить о паспорте. Если собираетесь арендовать автомобиль в Японии, вы должны иметь международные водительские права. Также хорошо иметь другой документ с указанием личности – в случае утери паспорта он может быть полезен при замене.
Одежду берите в зависимости от региона и времени года. Погода на севере Японии суровая, поэтому возьмите много теплых вещей. В то же время, если вы отправляетесь на юг Японии, то можно положить весеннюю и летнюю одежду.
На всякий случай возьмите с собой свитер – если вы вдруг решите совершить короткую поездку в горы. Независимо от того, какое время года, зонтик или дождевик будет кстати – в некоторых регионах возможны осадки в течение всего года.
Если вы хотите взять с собой еду, помните о таможенных запретах – все порошковые супы разрешены, и вы можете положить их в свой рюкзак. Возьмите с собой несколько столовых приборов которыми вы обычно пользуетесь. В Японии блюда едят с помощью палочек для еды, поэтому ложка и вилка в вашем рюкзаке совсем не помешают.
Японцы одеваются очень аккуратно, и в этом отношении не стоит «выделяться из толпы». Во многих ресторанах, казино и т. д. требуется вечерняя одежда. При упаковке обуви убедитесь, что она функциональна и удобна. В то же время их снятие / надевание не должно занимать много времени – при входе в храмы, частные дома или некоторые рестораны мы обязаны снять обувь.
Напряжение в Японии составляет 110 вольт, поэтому, если вы возьмёте с собой электрические туалетные принадлежности или электронное оборудование, которое необходимо зарядить, приобретите специальный адаптер для розетки.
Давайте также вспомним про головные уборы, солнцезащитные очки и кремы с соответствующим УФ-фильтром – все, очевидно, зависит от цели и срока вашей поездки. Не забудьте упаковать камеру, взять деньги, пластиковую карту, как альтернативный способ оплаты.
А зачем вообще ездить в Японию?
Многих путешественников привлекают незабываемые впечатления Востока, а именно в Японии вы будете чувствовать себя необычно на каждом шагу. В городах вы будете поражены техническими удобствами, чистотой и современной архитектурой, красивые горные пейзажи, а подход людей установит высокий стандарт социального поведения.
На мой взгляд, Япония – чрезвычайно интересная страна, с чрезвычайно интересными, специфическими традициями, культурой, с очень специфической жизненной философией и очень специфическим менталитетом (не только по отношению к другим континентам, но и по отношению к азиатскому континенту). Причины этого сложны и подробны, и их нелегко объяснить. Но, в целом, одной из первых причин является географическое положение Японии, в некотором роде изолированность от центральной части азиатского континента, а также тот факт, что Япония находится в сейсмической зоне, называемой Тихоокеанским огненным кругом. Все это влечет за собой климатические, географические, природно-природные особенности (растительный и животный мир). А это влечет за собой специфику повседневной жизни на протяжении веков, необходимость адаптироваться к условиям. А это, в свою очередь, приводит к тому, что менталитет японцев формировался на протяжении длительного периода времени. Следует иметь в виду, что это период в 2600 лет. Постоянная полуизоляция (подозрение на более широкое открытие) и около 268 лет даже полная самоизоляция (1603-1868). Конечно, феодальная Япония не была полностью закрытой, как я уже сказал, она часто контактировала со странами, которые ее окружали, прежде всего с Китаем (в основном с северным Маньчжоу-го и южными Сун и Тан), а также с Кореей. Культурные влияния этих более развитых цивилизаций на Японию оставили свой явный след. Японцы не были новостью в творчестве и созидании, но они были исключительной новостью в захвате, обновлении, преобразовании. Можно было бы поверхностно и ошибочно заключить, что это «нация плагиата», но это было бы неправильно. Все, что японцы переняли, скажем, у китайцев или корейцев (а через них также и то, что пришло из-за Индии, Тибета и других частей азиатского континента), все это очень искусно и почти до неузнаваемости японское, модифицированное, преобразованное и совершенно гармоничное. Вплетены в японские традиции, культурную самобытность. Конечно, они адаптированы к местности и обстоятельствам, в которых находится Япония, отсюда и их потребности. Начиная с разговорного языка, который, согласно некоторым исследованиям и интерпретациям, скорее всего, представляет собой комбинацию корейского диалекта дзё-о-мон (периоды Джомон и Джаджоджи), затем родного языка айнов, затем диалектов Рюкю и различных других диалектов племя, которое перешло с азиатского на японский архипелаг, от буквы, скажем, (китайских идеограмм кандзи) ко всем областям культуры, традициям, правовой политической административной системе.
Вообще говоря, всю историю Японии до середины 19 века можно разделить на следующие периоды:
Доисторический период, восходящий к 30 000 г. до н.э. (палеолит). Затем ключевой период – ледниковый период, когда произошло географическое слияние с центральной частью Азиатского континента. Предполагается, что в этот период произошли первые крупные и ключевые миграции населения на Японский архипелаг (с территории Кореи и некоторых частей Китая, даже Тибета), которые затем сначала смешались, а затем насильственно навязались коренному населению.
С 11000 г. до н.э. развивалась культура йо-о-мон (Дзёмон).
С 300 г. до н.э. до 300 г. до н.э. развивалась культура Джадзёдзи (что особенно характерно для начала традиции выращивания риса и производства бронзового оружия и инструментов) – считается, что после 300 лет новой эры наступает конец доисторического периода и начинается классический период японской истории называется Ямато. В этот период начинается проникновение буддизма и первые конфликты представителей старой анимистической религии синто с новым буддийским учением. Конфликты продолжались до конца VI – начала VII веков, когда принц-регент Шиотоку (некоторые называют его Ямато-но Шиотоку, ссылаясь на его корейское происхождение) пришел к власти, положил конец конфликтам и почти полностью урегулировал страну по образцу Китая (я имею в виду государственный, культурный, религиозный уклад). Но, конечно, яппонизация, трансформация того, что было взято, обновление тоже происходило постепенно. Таким образом, этот период также является началом (в некотором смысле) развития японской культурной самобытности. Однако настоящее формирование японской национальной идентичности произойдет гораздо позже, только в период самоизоляции (период XVII-XIX веков), во время правления сёгуната Токугава.
В 8 веке начинается период Нары, они также называют это «золотым веком всеобщего процветания».
В средние века (в Японии отсчитывается с конца 9 века до 1868 года) столица была перенесена в город Киото. Период Средневековья – это период зарождения, развития и консолидации воина и аристократического сословия буси, то есть самураев. Это окажет чрезвычайно сильное влияние на формирование и формирование японского менталитета (как положительные, так и отрицательные стороны). Период Средневековья – это также период очень слабой имперской власти, период борьбы за господство между феодалами (доимё) и период борьбы за престижные титулы: квамбаху, тайко и особенно сёгун (верховные, военные и настоящие правители). из страны).
В период с 11 по 15 века следует выделить период Камакура и Асикага. В 13 веке попытка монгольского нашествия и завоевания Японии провалилась.
В 15 веке начались ожесточенные постоянные и кровопролитные бои между дворянами (период Сэнгокку). Так продолжалось до начала 17 века. В этот период были контакты с Западом, прежде всего с испанскими, португальскими, голландскими купцами и миссионерами (особенно с католическими иезуитами). Следует подчеркнуть, что в этот период Япония оказалась в сфере формального раздела сфер интересов между Испанией и Португалией, заключенного Папой (Климентом VI и VII) так называемым Сарагосским соглашением.
В 17 веке власть перешла к Токугава Иэасу, и началось долгое и строгое правление Сёгуната Токугава. Это период 265 лет самоизоляции (1603-1868), но также период, когда японцы избегали колонизации, формировали внутреннее единство, стабильность, мир и формировали свою национальную идентичность.
1865 год начинается недалеко от Токугава Сёгуната, Япония сталкивается с давлением, но также с необходимостью выйти из самоизоляции, чтобы открыться миру. Военные и торговые суда США впервые заходят в залив и гавань Иокогамы, что фактически вынуждает сёгунат распасться. Император Мэйдзи приходит к власти (имперская власть восстанавливается после некоторых фаз сопротивления) начинает так называемую реставрацию и модернизацию Мэйдзи.
Что ж, на мой взгляд, ошибка в идеализации. Как я уже говорил неоднократно, да, это интересный народ, с интересной, специфической культурой, традициями, интересной историей. Они во многих отношениях качественные люди. Но … они не идеальны. Японцы сделали много плохих вещей на азиатском континенте в 1930-х и 1940-х годах (все под лицемерным лозунгом «Азия для азиатов»). Я говорю «лицемерный лозунг», потому что в то же время они стремились управлять всем азиатским континентом (и даже Австралией) и позиционировать себя как «высшая нация». И они проводили эту милитаристскую имперскую экспансию очень агрессивно, очень жестоко и на некоторых этапах геноцидом. Особенно в северном Китае (Маньчжурия) и Корее. Следы японского экспансионистского милитаризма, возникшего в 1930-1940-е годы, следует искать не только в экономических моментах того времени (недостаток ресурсов, узость территории, рост населения (в таких многовековых условиях дисциплина и развитие контроля и самоконтроля – единственный способ выжить), неудовлетворенность разделением сфер интересов в мире, националистический энтузиазм), но также в прошлом формировалось веками. Их традиция – это тоже традиция парадокса и даже двойной морали. Основное отражение долгого буси, самурайской традиции и правления сёгуната: смирение, послушание, обязательство, долг. Это в основном конфуцианские принципы. Только с той разницей, что Конфуций в изначальной китайской традиции направлял эти принципы в первую очередь на семью и семейные ценности, а в японской версии касты буси: самураи и сёгуны превратили эти принципы в доктринальные принципы лояльности сёгуну, феодалам и общине. Позже к Императору, государству и народу. Итак, послушный отказ от индивидуальности, послушание и выполнение долга любой ценой, даже если это был путь в бездну. Итак, в этих характеристиках их дисциплины есть не только положительные, но и отрицательные стороны. Не знаю, знаете ли вы, но скажем, в феодальной Японии любого, кто не поклонился местному феодалу, либо резали, либо приказывали совершить (харакири), в зависимости от того, кто это был. Простых людей (крестьян, ремесленников) казнили, а воинам-самураям приказывали совершать ритуальное самоубийство. Кстати, следует сказать, что в феодальной Японии только самураи имели законное право носить настоящие имена. Все остальные получили свои «имена» в зависимости от того, что они делали. Что достаточно свидетельствует о жесткости кастовой системы и кастовой ментальности. Каждого с самого начала учат знать, где его место в обществе. Мужчина в феодальной Японии мог быть: воином (верховный правитель-сёгун, феодальный лорд-доимё, воин на службе-самурай или неработающий роннин, или на службе в качестве платного информатора или ниндзя-убийцы), затем он мог быть священником (различные буддийские секты или синтоизм), затем купцом и, наконец, ремесленником. И это были рамки, в которых они двигались, строго разделенные, и каждый знал свое место. Парадокс, например, заключается в том, что, с одной стороны, кодекс бусидо учит, что смерть во славу мастера и смерть в битве – это высшая ценность и обязанность, долг воина. И в то же время он изучает так называемые общие добродетели, в которых говорится, что, например, неприлично есть или пить перед бедными. Например, в 1628 году, во времена сёгунаты Токугава, было установлено правовое наказание для тех, кто ел или пил на улице в присутствии других людей, особенно перед теми, кто был беден, но не ел. Итак, как видим, благородство и жестокость в одном действии одновременно. Это парадокс японской традиции и даже менталитета на протяжении всей истории.
Один из сегментов истории и традиций Японии, который, на мой взгляд, привлекает внимание и даже психоанализ, – это институт харакири. Хорошо, что сегодня это почти полностью архаичная, забытая традиция, но только ее многовековое существование, применение и даже в один период средневековья и институционализации указывает на то, что такое обращение действительно является феноменом в мировой истории. А именно, в период с середины 15 века до середины 19 века (то есть полные 400 лет) ритуальное самоубийство харакири (сэппуку) было глубокой частью японской повседневной практики и традиций. И часть системных штрафов.
Романтические интерпретации, появившиеся в книгах в конце 19-го и в течение 20-го века, утверждали, что сэппуку всегда была выражением свободного выбора, свободной воли японской знати, самураев. Однако недавние исследования в этой области японской истории показывают, что сэппуку также использовалось как часть наказания, как способ наказать непослушных дворян, самураев более высокого ранга, поскольку предыдущие интриги поставили их в положение, в котором они могли быть подвергнуты опасности. «столп позора». И все это с целью свергнуть одного великого человека с положения другого или чтобы центральное правительство Согунатов контролировало, выводило из строя, устраняя потенциал проблемных великих людей, или отнимало их владения. Затем просто приходил письменный приказ, согласно которому тот или иной великий человек (даймё, феодал, владыка клана) должен совершить сэппуку. И в соответствии с кодексом бусидо, и в соответствии с укоренившейся традицией воинов-самураев безоговорочного повиновения «верхушке», этот приказ редко кто-либо отвергал. Это, безусловно, особый феномен с психологической точки зрения, который указывает даже на болезненные, садистско-мазохистские элементы такой традиции и такой сформированной ментальности.
Конечно, недавние исследования также показывают, что в этом безоговорочном повиновении было пространство для маневра, так что только один человек или несколько человек могли погибнуть, чтобы остальная часть клана была спасена. Эта практика, когда сэппуку было юридически оформлено, восходит к периоду после окончания гражданских войн в Японии, то есть периоду объединения и мира, с 17-го по середину 19-го века. До этого сэппуку не было так глубоко институционализировано и чаще всего было индивидуальным актом. Как акт неповиновения из-за поражения, проигранной битвы или акта смывания стыда. Первый документально зафиксированный случай сэппуку в японской истории произошел в XII веке, когда его демонстративно совершил знаменитый генерал и самурай Минамото Дзоримаса после его поражения в битве при Удзи в 1180 году. После этого этот ритуальный «торжественный» акт разрез живота (термин, означающий термины харакири) выполнялся по обычаю, но до середины 15 века он все еще не был настолько узаконен. Тем не менее, он испытал свое институциональное применение с 17 по середину 19 века как часть юридической практики. И считалось, что право на это действие имели только представители класса, касты самураев буси, а не простые люди. Женщины очень редко прибегали к этому поступку, часто как выражение «солидарности», «верности» своим мужьям-самураям. Период с 17 по середину 19 века, когда официально был введен институт кайсякунина, так называемого человека, который участвовал в выполнении сэппуку, фактически институт профессионального палача, отрубавшего голову того, кто приблизился к исполнению сэппуку. Согласно официальному тексту кодекса бусидо Хагакура, было три способа ритуального сэппуку: омогаре, каши и кагабаре.
После свержения последнего сёгуната в 1868 году и восстановления имперской власти, а также введения западной модернизации (длительный процесс реформы Мэйдзи 1868-1912 годов) сэппуку было запрещено законом. Его спонтанное возрождение произошло во время Второй мировой войны, когда японские офицеры и солдаты фанатично пытались продемонстрировать сопротивление в поражении. Хотя, конечно, это были отдельные фанатичные действия. После Второй мировой войны акт сэппуку несколько раз записывался индивидуально. Впервые это сделал в 1955 году известный японский поэт айку Тайро Хансисиро. И, безусловно, самый известный случай произошел в 1970 году, когда к этому поступку прибегнул известный писатель, романист, писатель Мисима Дзюкио.
Говоря о любопытстве, связанном с японскими обычаями, одна из них (по крайней мере, на мой взгляд), например, способ образования имен и фамилий. Как следует из названия.
С древних времен до середины 19 века путь возникновения личных имен и титулов был связан с духом очищения (ками но хараи), то есть в соответствии с синтоистской традицией природы. В этой концепции было не только сакральное, но и вполне прагматичное. Имена, фамилии и другие имена образовались по именам от природы. Фактически, имена были созданы в соответствии с видами деятельности, которыми кто-то занимался. Это был простой способ, легко запоминающийся, и в то же время проявлялись приверженность и уважение к природе. Например, происхождение фамилии «Хонда» происходит от значения: «посреди рисового поля». Или, например: «Такеда» – рисовое поле на холме». Или, например: Ямамото (ниже горы), Мацумото (под соснами), Накамура (в центре деревни), Накамичи (средняя дорога в деревне), Морияма (лесная гора).
Эта традиция, связанная с синтоизмом, сохранялась даже после прихода буддизма (в 6-м и особенно позже в 12-м веке), фактически до наших дней.
В период возникновения, развития и подъема класса воинов (буси), особенно в период его господства над японским средневековым обществом, хотя на самом деле они составляли меньшинство по сравнению с другими слоями общества (самураи даже на пике своего развития) составляли 15% от общей численности населения тогдашней Японии), только самураям разрешалось иметь как имя, так и фамилию. Позже, во время сёгуната Токугава (1603-1868), это право было предоставлено также и торговому классу, учитывая их экономическое значение в поддержании мира, стабильности, способствовавшее развитию экономической и культурной стабильности (поскольку это был период мира) и экономические основы управляющих структур. У крестьян и ремесленников было больше прозвищ (обычно по той деятельности, которой они занимались), чем настоящих имен.
В середине 19 века, после восстановления имперской власти, роспуска касты самураев, отмены кастовой системы и открытия Японии для западного мира, законом было предписано обязательство, что каждый имеет право и обязательство иметь имена и фамилии. Но способ выбора имен и фамилий традиционно остался ассоциироваться с культом уважения к природе.
А вот, например, жестокость японцев во время Второй мировой войны, безусловно, не имеет себе равных (я говорю, что даже я, большой поклонник японцев, их истории, культуры, традиций). Осмелюсь сказать, что по жестокости они превосходили немцев. Японцы не подписали Женевскую конвенцию 1929 года, которую некоторые называют одной из причин явной жестокости во время войны.
Однако есть и другие интерпретации, даже среди японских историков, по крайней мере, тех, кто критически относится к тому периоду их истории (с чем я согласен), которые указывают на тот факт, что японский образ мышления сформировал менталитет общества через века и чести, и жестокости. И прежде всего послушание.
Итак … и в своей философии Раника японцы считали, что когда разразилась война и во время войны, правила, действовавшие в мирное время, были отменены. Они считали, что к врагу проявляется уважение воина (если он его заслуживал), но не милосердие. Не ожидается и пощады. Тогда они приняли во внимание, следующее: японский солдат – это самурай, а долг солдата-самурая – подчиняться приказам (всех видов и любой ценой), сражаться за императора, за государство, за общину, за власть имущих, цели и идеалы своего государства во что бы то ни было. Убить или быть убитым для этих целей, и, если ему будет стыдно совершить благородное самоубийство (сэппуку, харакири).
Я знаю, что написанное в нескольких словах, это звучит как упрощенный суррогат японской самурайской традиции, но в этой воинской, военной части это суть, которую они передали во время Второй мировой войны.
Конечно, это повторение философии самурайского бусидо во время Второй мировой войны было смешано с формами милитаризма, экспансионизма, радикального национализма, шовинизма. Хорошо известно, например, что японцы считали другие народы Азии «низшими» как «менее ценными». И они так к ним относились. А с другой стороны, они считали себя «более возвышенными», и не только, но и провозглашали себя «спасителями Азии от иностранных колонизаторов». Жестокость по отношению к китайцам, корейским филиппинским гражданам и т. д. по отношению к военнопленным считалась долгом перед императором и отечеством. К тому же японцы в то же время были строги к себе. Я читал некоторые отчеты и свидетельства о ситуации и различных японских лагерях для военнопленных. Режим поведения, режим дисциплины был жестоким, драконовским, малейший признак неповиновения сурово наказывался, как для пленных, так и для самих японских солдат и офицеров. Жестокость – это просто их кодекс поведения. Конечно, дела в Нанкине или Харбине и все эти ужасы с отрядом 731 – это вершина этой жестокости.
Жестокость японцев сама по себе не была продуктом периода Второй мировой войны. Корни этой жестокости следует искать в их менталитете, формировавшемся веками, в период господства класса и касты самураев, в период существования самурайского общества. Самурайское общество, способ воспитания, образ мышления были столь же возвышенными и церемониальными, сколь эксцентричными и жестокими.
Японская письменная история начинает развиваться в 8 веке (712-720). До этого существовала так называемая устная история (окоджумигаки). Однако обе формы содержали не историю в современном научном понимании этого слова, а скорее собрание народных сказок, фольклорных легенд, мифов. И письменная история, которая начала развиваться по велению японской императорской семьи, также была скорее сборником легенд и мифов. В любом случае, наиболее значительными трудами для японской письменной истории являются «Нихонги» и «Кодзики». Особенно «Кодзики», работа, посвященная происхождению королевской семьи. Первая часть этого произведения – это так называемый «период богов», мифологическая часть о происхождении императорской семьи и происхождения Японии. Вторая часть более фактическая и историческая, но опять же полна легенд и мифов.