Пещерные Гроты Юньган

Гроты Юньган – комплекс скальных буддийских храмов недалеко от города Датун в китайской провинции Шаньси. В 2001 году комплекс был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Большинство из 252 пещер были построены между 460-525 гг. во времена правления северной династии Вэй, и только некоторые из них были построены в более поздние времена. Здесь сохранилось более 50 000 скульптур с изображением Будды, высеченного в скале. Самый большой – около 21 метров.

Скульптуры представляют собой первую фазу развития буддизма во времена Северной династии Вэй, поэтому большинство древнейших скульптур демонстрируют сильное влияние искусства Гандхары и индийских техник. Это произошло потому, что в 439 году армия династии Северная Вэй оккупировала Лянчжоу на границе северо-западного Китая. Немного к западу от Лянчжоу был важный пункт на Шелковом пути – Дуньхуан. В этот момент северные и южные маршруты встретились, и император приказал большой группе буддистов перебраться в Северный Вэй. Среди них были, буддийские художники из таких регионов, как Хотен, Карасар, Куча и Кашгар, которые в те времена были процветающими буддийскими странами. Некоторые из этих стран отдали подарки в знак уважения династии Северной Вэй, среди них были необычайно красивые буддийские предметы. Поэтому у местных художников появилась возможность перенимать опыт мастеров, глядя на статуи.

Первая группа гротов – гроты с 16 по 20. В этих гротах были вырезаны пять гигантских статуй Будды, сидя и стоя. Самый большой из них имеет высоту почти 21 метр. Считалось, что эти пять Будд представляют пять предыдущих императоров. Это соответствовало идеям Фагуо, который полагал, что эти правители были татхагатами. В этот период были построены большие статуи, чтобы служить постоянными символами Дхармы.


Вторая группа гротов – гроты с 5 по 10. Их внешний вид сильно отличается от первой группы. Здесь, на стенах гротов, были выгравированы многочисленные изображения Будды, бодхисаттв, музыкантов, дэвов и доноров. Сцены из гротов 9 и 10 заслуживают особого упоминания, поскольку они иллюстрируют содержание двух сутр, переведенных Таньяо и иностранным монахом Кекайя. Один из них описал преследование буддизма королем Кашмиром и окончательную победу буддизма. Китайские буддисты напомнили им об их непосредственном опыте во времена правления анти-буддийского императора. Однако из этой группы наиболее важными являются пещеры 5 и 6, которые считаются самыми запоминающимися во всей группе. Они наглядно представляют всю легенду Будды: рождение, его первые семь шагов и крик победы, девять драконов изрыгающих воду, жизнь в роскоши во дворце, путешествие в сады и четыре знака, великое отречение, уход из города для Кантхака, аскетическая жизнь в лесу и наконец просветление.

Более поздние статуи отмечены влиянием других культурных кругов, в том числе Персии и Византии. Интерьеры гротов покрыты богатым декором.

Поделитесь с друзьями
Елена Куравлева
Елена Куравлева

Я автор многих статей на этом сайте и туристический блогер. В 2011 году я ушла с корпоративной работы и начала путешествовать. Я побывала в 20 странах на 6 континентах и не хочу останавливаться в ближайшее время!

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *