Древнегреческая керамика – история древнегреческой вазописи

В большинстве музеев Греции глиняные горшки – самые распространенные экспонаты. В конце концов, сосуды – это объекты, которые наиболее часто обнаруживаются при раскопках. Только в Аттике было спасено около 80 тыс. нетронутых ваз. Так что, блуждая между витринами с керамикой и наблюдая за представлениями, у посетителя создается впечатление, что он листает книгу с фотографиями, таким образом узнавая, как древние греки жили, одевались, веселились, работали, поклонялись своим богам.

Глиняные сосуды коллекции Н.П. Гуландриса дают нам информацию о керамике всех периодов древнегреческого искусства, от геометрической до эллинистической (10 – конец 1 века до н.э.). Особый отряд – геометрические корабли Скироса, а также суда «Халкидики». Чернофигурная и краснофигурная вазопись, это два вида керамической вазописи, которые процветали в Аттике в архаические и классические годы, представлены сосудами высокой эстетики, работами известных вазописцев того времени.

Сырье, глина

В Греции было много мест, где можно было найти глинистую почву, то есть глину. Глина была удобным и экономичным материалом в отличие от меди и драгоценных металлов и поэтому использовалась для изготовления посуды для повседневного использования, например, сосудов для хранения и транспортировки масла, вина и воды, но и подношения к столу. Помимо Аттики, другие города и регионы, такие как Коринф, Лакония, Эвия, Беотия и др., также производили роскошную керамику. Из представлений, украшавших вазы, мы собираем информацию об общественной и частной жизни, мире театра, мифологии, а также великой живописи.


Где изготавливались глиняные сосуды?

В керамических мастерских, расположенных в местах, где была глина и вода. В Афинах самые важные мастерские были сосредоточены в Керамейкосе, недалеко от самого большого кладбища и официального входа в город Дипилоса. Их инсталляции, согласно данным, выявленным при раскопках, должны напоминать те, которые мы находим даже сегодня в районах Греции, известных традициями гончарного дела: некоторые комнаты и галереи вокруг двора, резервуары для очистки глины, складов для хранения сырья и места для керамической печи, то есть печи.

Кто создавал сосуды?

Гончары и вазописцы были особым классом афинского общества в VI веке до нашей эры. Согласно шведскому словарю, который восходит к византийским временам, выражение «я делаю керамику» было синонимом «я очень много работаю». Персонал мастерской обычно состоял из семьи гончара. Все участники помогали в различных задачах, а также рабы, которые выполняли самую тяжелую работу. Конечно, было и больше многопрофильных мастерских с более высокой производительностью. Гончар, мастер, который делал вазу, и вазописец, который ее разрисовывал, обычно были двумя разными людьми. На вазах есть подписи людей того, кто сделал вазу и того, кто занимался росписью. Но иногда это был один человек, он был гончаром и сам расписывал вазу. Софил, Эфтимид, Евфроний, Амасис, Никосфенис – это лишь некоторые из известных имен гончаров и художников одновременно.

Как изготавливалась посуда?

Для изготовления вазы требуется подходящий грунт, глина. Глина, которую использовали гончары в Аттике, была исключительного качества, с очень хорошими пластическими свойствами и высоким содержанием железа, что объясняется характерным коричнево-красным цветом, который она приобретает во время обжига. В Аттике было много мест добычи глины, одно из которых совпадает с нынешним Маруси (Амару́сион). Глина, добываемая из земли, полна бесполезных инородных тел, масел, корней и палочек. Поэтому её необходимо очищать в следующих друг за другом баках, а после того, как вода испарится и остается густой осадок, её следует хранить во влажных и темных складских помещениях. Глина принимала свою форму и становилась сосудом на гончарном колесе, тяжелый диск из дерева, камня или глины, находящийся на оси, прибитой к земле. Колесо обычно вращалось в соответствии с инструкциями гончара маленькими рабами, которые учились в мастерской. Сосуды делались цельными, за исключением ножки и ручек, которые гончар делал отдельно, а затем прикреплял при помощи жидкой глины. Большие сосуды, амфоры для хранения, питос, состояли из нескольких горизонтальных зон, которые в конце снова соединялись жидкой глиной. Когда горшок был готов, его помещали тенистое место для высыхания.

Украшение посуды

После создания вазы на сглаженной поверхности вазописец готовил черновик изображения и затем приступал к окончательной визуализации. «Краски», материалы, использованные художником, были не чем иным, как правильно приготовленной глиной, которая, в зависимости от содержащихся в ней ингредиентов, давала другой «цвет» во время обжига. Темы, которые он выбирал для украшения вазы, варьировались в зависимости от периода времени.

Обжиг

Последним этапом изготовления сосудов был обжиг в керамической печи. В Древней Греции горшки пекли только один раз, но процесс проходил в три этапа. Вначале температура достигала 800 градусов по Цельсию. На этом этапе вентиляционное отверстие печи оставалось открытым, обжиг проводился при доступе кислорода, и вся поверхность приобретала характерный коричнево-красный цвет. На втором этапе отверстие закрывали и обжиг производили в восстановительных условиях, без кислорода. Температура достигла 950-1050 градусов, после этого вся поверхность сосудов чернела. На третьем и последнем этапе отверстие снова открывали, и печь медленно остывала, так чтобы сосуды снова приобрели коричневато-красный цвет, за исключением поверхностей, которые должны были оставаться черными и были покрыты разбавленной глиной со специфической текстурой.

От производителя к потребителю

Но где взять глиняную посуду? Потребности внутреннего рынка обычно удовлетворяли сами гончары. Поэтому они продавали сосуды либо на месте производства, либо отдавали их на Рынок. Однако были также специализированные торговцы, которые поставляли керамику как местным покупателям, так и тем, кто жил за пределами Греции. Наконец, государство было хорошим заказчиком керамических мастерских. Оно делало массовые заказы на особые виды керамики, такие как амфоры Панатинаикос. Эти амфоры, на одной стороне которых было изображение Афин, а с другой – Олимпийские игры, которые наполнялись маслом и являлись призом для победителей Панатинаикоса, самого важного праздника афинян.


Сколько стоила посуда?

Как мы знаем разукрашенные вазы были дорогими. Красные пелики высотой 73 см стоили 1 драхму и 1 обол, что примерно равнялось зарплате мраморного мастера, работавшего на работах на Акрополе. Неукрашенная посуда повседневного обихода, посуда, стаканы, посуда для уксуса и т. д. они были намного дешевле, поэтому люди кто занимался производство посуды из глины были особым классом афинского общества VI и V до н.э. век. Многие из них зарабатывали много денег, принадлежали к сословию афинских граждан и часто встречались с известными афинянами, вручали Афине, богине-покровительнице, дорогие подношения, разучивали музыку и принимали участие в банкетах.

Периоды развития древнегреческого искусства

Периоды развития древнегреческого искусства известны как геометрический (1050-750 до н.э.), архаический (750-480 до н.э.), классический (480-330 до н.э.) и эллинистический (330- 50 г. до н.э.). Однако в эволюции древнегреческой росписи ключевую роль в формировании периодов играет, главным образом, тип декора, а точнее, тип используемой техники. В протогеометрическом и геометрическом ритме преобладает техника силуэта, т.е. декор выполняется только «черным» цветом. Восточный ритм, который следует и характеризует в основном VII век до нашей эры, век характеризуется контурной техникой. Другими словами, художник рисует очертание фигуры и внутри, которое остается в цвете глины, доводит детали. Второй век – это в основном техники, доминирующие в Греции, чернофигурная и краснофигурная вазопись. Техника черной фигуры была впервые открыта коринфскими гончарами 6 около 690 г. до н.э. На протяжении всего восточного периода рынок монополизировали коринфские сосуды. Однако лучшие образцы чернофигурной, а затем и краснофигурной техники происходят из Аттики, с 630 г. до н.э. и после. Сосуды с белой глубиной появляются в конце VI в. до н. э. и встречаются на протяжении 5 века до нашей эры. Эллинистические вазы отличаются разнообразием техник украшения.

Геометрический период – с 10 по 8 век до нашей эры

Термин «геометрический» был впервые использован в XIX веке немецким археологом А. Конце для обозначения керамики первых трех веков древнегреческой истории, с 10 по 8 век до нашей эры. Сосуды геометрического периода отличаются симметричностью и архитектурной организацией. Расположение декоративных мотивов (меандры, круги, полукруги, треугольные украшения, елочка, ромбы и т. д.) Выполнено зонально, и очевидно, что стараются не оставлять части вазы неукрашенными. Появление человеческих фигур и животных по-прежнему встречается редко. Преобладающие формы – кратеры, амфоры, сосуды для вина, лекифы, циркули, гидрии. К концу периода строгость как в форме сосудов, так и в декоре становится менее строгой. Формы перестают быть полностью «геометрическими» и начинают приобретать изгибы. В некоторых случаях в изображениях воинов, сцен охоты и скорбящих преобладают строго геометрические узоры. Наконец, появляются первые мифологические сцены с Одиссеем, Тесеем и Ариадной, а также фантастическими существами, кентаврами и сфинксами. Лидирующее место среди керамических центров геометрических лет занимает Аттика.

Восточный период – конец 8-го века до нашей эры

Век начинается со смены декоративных узоров. Геометрический орнамент, все углы и линии, постепенно уступают место новым узорам, характеризующимися изгибами. Появляются новые декоративные темы, в основном из восточного мира: воображаемые существа, грифоны, сфинксы, львы, цветы лотоса. Природа, дикие звери, фантастические чудовища, весь таинственный мир Востока – источник вдохновения для художников 7 века до нашей эры. Этому факту обязан своим названием «восточный» ритм, который длится с 700 по 630 год до нашей эры, хотя его элементы продолжают появляться в ближайшие десятилетия.

Техника, которая характеризует этот период, – это контурная техника, который заменяет силуэт. Художник рисует контуры и добавляет детали в интерьер. Однако, хотя, как уже упоминалось выше, вазописец вдохновлен искусством Востока, он не копирует шаблоны, а видоизменяет их и адаптирует в соответствии с традициями и своим собственным восприятием. Керамические центры, которые выделяются в этот период, – это в основном Аттика и Коринф, а также Эвия, Киклады, Крит и некоторые районы Восточной Греции.

Черный период – начало 7 века до нашей эры

Предпочтение коринфскими гончарами небольших сосудов, таких как ариваллос, алебастр, скифос, привело к «открытию» техники черных фигур, которая особенно благоприятствовала их миниатюрным композициям. Изображения, украшающие вазу, фигуры людей или животных и растений, переданы силуэтно, то есть как черные силуэты на бело-желтой поверхности коринфской глины. Детали интерьера, глаза, уши, грива лошадей и т. д. Вырезаны острым инструментом. Для обозначения определенных частей (лиц, одежды) использовались прилагательные цвета, например, фиолетовый и белый. Хотя открытие ритма черных фигур приписывают коринфянам, афинские гончары – это те, кто около 625 г. до н.э. установили технику и создавали шедевры аттической керамики. Гордые афиняне часто подписывали свои работы, и поэтому до наших дней дошли имена великих гончаров Софила и Эрготима, а также таких известных гончаров, как Клейтиас, Неарх, Лидос, Эксикиас.

Амфоры Панатинаикос

Амфоры Панатинаикос – это группа амфор с определенной формой и типом украшения. Их использование было специфическим, они вручались в качестве призов, полных масла, победителям различных соревнований во время Великих Панафинейских игр, великого праздника в честь богини Афины, который афиняне отмечали каждые четыре года. С одной стороны, богиня Афина изображена в доспехах и есть надпись: «АФИНСКИЕ РАБОТЫ», а с другой стороны изображена гонка, в которой спортсменка преуспела.

Сосуды «Халкидики»

Условное название «Халкидики» обозначает группу сосудов черной формы с некоторыми общими характеристиками. На многих из этих сосудов есть надписи, написанные на халкидикском алфавите, что и послужило причиной их названия. Поскольку большинство из них было найдено на Западе, исследователи считают, что они являются работами художников из колонии Халкидики в Великой Греции. Они расписаны в технике чернофигурного ритма, а их декор состоит из цветочных мотивов, фантастических монстров, диких зверей и мифологических сюжетов. Также часто используются два «прилагательных» цвета черноватого ритма, белый и фиолетовый.

Красно-ритмический период

К концу 6-го века до н. э. аттические гончары осознают, что исчерпали возможности, предоставляемые ритмом черной фигуры. Чтобы и дальше доминировать на рынке керамики, им пришлось обновить свою технику. Около 525 г. до н. э. в аттической росписи происходит очень важное изменение: появляется эритроморфный ритм. Формы сохраняют красноватый цвет глины, а глубина (фон) заполняется черным. Детали раскрашены очень тонкой кистью. Благодаря этой технике афинским мастерам открываются новые горизонты. Человеческое тело, которое является основным предметом спектаклей, может быть изображено во всех его позах с большей естественностью. Таким образом, шоу становится более живым и естественным, а дизайн становится более свободным. Краснофигурный период можно охарактеризовать как исключительно аттический. Выдающиеся великие мастера, чьи работы достигают пределов великой живописи – это художники Андокид, Евпроний, Эфтимид, Финтиас, Смикрос – одни из самых известных.

Посуда Древней Греции с белой глубиной

Характеристики аттической керамики – сосуды с белой глубиной (фон). Эта техника использовалась с геометрической эпохи как на Крите, так и в Восточной Греции. В конце 6 в. до н. э. века аттические художники украшают первые сосуды белой глубины в технике чернофигурки. В V в. до н. э. белые вазы с расписными деталями и многоцветность помогают нам приблизиться к великой живописи классической Греции, не оставившей никаких свидетельств. Замысловатый декор этих сосудов делал их особенно изящными, поэтому они не должны были быть повседневной утварью. Наиболее распространенными формами этих сосудов были лекифы, сосуды исключительно для погребения, кубки, компасы, сосуды для вина и т. д. которые часто были также свадебными подарками.

Эллинистические сосуды

В эллинистические годы гончаров больше интересовала функциональность и, следовательно, форма сосудов, чем сам декор. Эта эпоха характеризует не конкретную технику, как предыдущие, а нечто большее. Так есть вазы с письменным или тисненым декором. Великие керамические центры создаются в различных частях эллинистического мира, в основном в Пергаме, Пелле и Афинах.

Формы, использование и названия судов

Как упоминалось выше, вазы были необходимы как в повседневной жизни, как утварь, так и на церемониях в качестве подношений или подарков по обету или даже как роскошная утварь для демонстрации финансового благополучия. Хотя форма каждой вазы была неразрывно связана с ее использованием, украшение всегда играло важную роль. Также характерно то, что, хотя на протяжении многих лет в различных частях древнегреческого мира создавалось множество керамических центров, большинство форм являются общими. Что касается их названий, то во многих случаях нам известно древнее название, которое упоминается в текстах древних писателей. Следующий список содержит основные схемы, и классификация произведена в соответствии с их использованием.

Хранение и транспортировка судов

Амфора: большой сосуд с двумя ручками, используемый для хранения и транспортировки твердых веществ и жидкостей. Было много типов амфор, самые известные из которых – Панатинаикос, а также заостренные амфоры, которые использовались в винной торговле и даже за границей.

Пелики: сосуд для хранения, что-то вроде амфоры, самый большой диаметр которой находился на дне. Из-за высокой устойчивости и низкого центра тяжести посуды торговцы хранили в них дорогие ароматические масла.

Кувшин: сосуд, используемый для хранения жидкостей или для смешивания вина и воды. Транспортный сосуд с тремя ручками, двумя горизонтальными и одной вертикальной. Кувшин часто использовался как урна.

Пифос: большой резервуар для хранения.

Сосуды для смешивания вина и воды

Кратер: большой сосуд с широким горлом для смешивания вина и воды. Древние греки пили вино, разбавленное водой (три части воды и десять частей вина), и смешивание во время банкетов происходило внутри кратеров. В зависимости от типа и положения ручек кратеры подразделялись на столбчатые, винтовые, чашевидные и др.

Левис: большой открытый сосуд без ручек, который обычно стоял на высоком постаменте (основании). Его также использовали для смешивания вина и воды.

Древнегреческая посуда

Ойнохой: сосуд, с помощью которого переливали вино из кратера и наполняли бокалы.

Лагинос: ваза, кувшин для вина.

Жук: поилка с двумя высокими вертикальными ручками. На изображениях ваз ее обычно держит в руке бог Дионис или Геракл.

Килик: сосуд для питья с высокой ножкой, широким горлом и двумя ручками. Самый обычный бокал вина. С кубком в руке изображены мужчины, которые принимают участие в банкетах и либо готовятся выпить, либо играют в коттаво, любимую игру того времени.

Бокал для вина Панель: открытый неглубокий сосуд.

Рыбная тарелка: неглубокая тарелка с небольшим «пупком» посередине. Из-за того, что они были украшены изображениями рыб и морепродуктами, считается, что древние греки ели из них рыбу.

Ёмкости для парфюмерии, ароматических масел и косметики

Алебастр: удлиненный небольшой сосуд с узкой горловиной для ароматических масел, используемых в основном женщинами.

Ариваллос: небольшой сферический сосуд с узкой горловиной, в котором спортсмены хранили масло, которым они смазывали свое тело.

Лекитос: наиболее распространенный тип емкости для ароматических масел. Белые лекитосы предназначались исключительно для погребения.

Пикси: маленькая вазочка с крышкой для женской косметики и украшений. В геометрические годы типичны компасы, украшенные резными конями.

Различные типы судов

Леви Гамикос: ваза, используемая в свадебных церемониях.

Плимохои: небольшая открытая ваза с низким поддоном и крышкой для ароматических масел и печенья. Незаменимая посуда Древней Греции для женского ухода. Она изображается в женских сценах, на свадебных церемониях, а также на похоронных церемониях. Также называется эллиптроном, когда у неё нет крышки.

Бутылка: Небольшой неглубокий открытый сосуд с «пупком» посередине, из которого делали весы.

Рито: ваза в форме рога или головы животного, которая обычно служила бокалом для вина.

Пластиковые сосуды: под термином «пластик» (от глагола «плесень») мы подразумеваем сосуды в форме головы женщины, животного, моллюска и т. д., которые обычно использовались для хранения ароматических масел.

Боги и люди, изображаемые на сосудах

Для религии, праздников, театра, спорта, повседневной жизни древних Афин керамика дает нам ценную информацию. Герои, их приключения, их любовь и достижения, а также боги – одни из самых любимых предметов художников. Греческая мифология – одна из самых образных. Очень подробно проиллюстрирована повседневная деятельность мужчин и женщин. Посредством этих представлений ясно показано, насколько разными были обязанности, развлечения, а также права мужчин и женщин. Даже братья и сестры, в зависимости от пола, по прошествии семи лет получали разное образование и подготавливались к будущим ролям в обществе.

Образы из мифологии: боги и герои. Древние греки считали, что их боги жили на Олимпе, питались амброзией и нектаром, были бессмертными и всемогущими, но обладали всеми недостатками и достоинствами обычных смертных. Любовные романы, ссоры, достижения, увлечение искусством были для художников неиссякаемым источником вдохновения. Зевс, царь богов, своими частыми неверностями заставлял его жену Геру ревновать. Например, когда он влюбился в Европу, прекрасную принцессу из Сидона, которая, чтобы украсть ее, превратилась в быка. Афина, дочь Зевса и Метиды, богини мудрости и искусств, родилась с отцовской головой и поэтому изображена в большинстве представлений. Гермес, посланник богов, был сыном Зевса и Майи. В большинстве представлений он держит кадуцей и носит ботинки с перьями и шляпу с перьями, петасо. Дионис, бог вина и развлечений, был сыном Зевса и Семелиды, который стал жертвой зависти Геры. Его обычно изображают в короне с символами: тирсом, священным шестом и жуком, бокалом для вина характерной формы. Гефеста, бога металлообработки, обычно узнают по инструментам, которые он держит: плоскогубцам, молотку и пинцету. Возвращение Гефеста на Олимп было забавной темой, особенно любимой художниками. Посейдон был братом Зевса и бога моря. Символ его силы – трезубец, которым бог побеждал своих врагов, но также вызвал шторм на море, когда был зол. Один из самых любимых героев древности Геракл, сын Зевса и Алкмены, с самого раннего возраста проявил свою силу, утопив змей, которых Гера послала к его колыбели. Геракл, когда вырос, уехал в Аргос, где правил его двоюродный брат Эврисфей. Он исполнил двенадцать подвигов, назначенных ему двоюродным братом, и прославился своим мужеством и силой.

Из бытовой жизни женщины

Пока мальчики ходили в школу, тренировались на арене и всячески готовились, чтобы стать полезными афинскими гражданами, девочки узнавали, как стать хорошими домохозяйками и матерями. Как пишет Ксенофонт, идеальное образование для девочки – «как можно меньше видеть, как можно меньше слушать и задавать как можно меньше вопросов». Прядение на ткацком станке и подготовка домашней одежды были повседневными занятиями женщин. Покрывала, коврики, шторы и вся семейная одежда шилась дома. Основным сырьем была шерсть, которую складывали в корзины, изображаемые на вазе. Одним из самых важных дней в жизни женщины, несомненно, был день ее свадьбы. Отец невесты на глазах у жениха и невесты, двух семей и их друзей приносил жертвы в очаге дома и официально объявлял, что он отдаёт свою дочь замуж. На следующий день после свадьбы во время особой церемонии, друзья и родственники преподносили невесте подарки, частое изображение на вазах.

Из бытовой жизни мужчины

Со времен Солона гимнастика была обязательной для мальчиков. Упражнения на арене, получившей свое название от важнейшего вида спорта для бодибилдинга, борьбы, были ежедневными. Палестры, а также школы, в которых преподавали музыку, были частными. Педотрибис отвечал за обучение мальчиков и строгое соблюдение правил различных видов спорта. Мужчины развлекались, участвуя в банкетах, то есть посиделках в домах, где ели, пили, разговаривали и веселились. Музыка, игры, загадки занимали центральное место на банкетах, и даже появлялись различные артисты, музыканты, танцоры и акробаты.

Военная служба

В древних Афинах армию в мирное время формировали молодые афинские граждане, служившие от восемнадцати до двадцати лет.

Мир мертвых

Белые лекитосы, вазы для духов, предназначенные исключительно для погребального использования, являются ценными свидетельствами погребальных обычаев того времени. В их представлениях оживают сцены с аттических кладбищ классических времен, такие как посещение и украшение гробницы, а также траур.

Греческие вазы названия

  • Амфора: большая ёмкость для хранения с узким горлышком и двумя ручками для переноски.
  • Гидрия: кувшин для воды с тремя ручками (две для наливания и одна для переноски)
  • Килик: чаша для питья с широкой неглубокой чашей и ручками с обеих сторон.
  • Кратер: большая чаша для смешивания с широкими ручками, используемая для смешивания вина и воды во время симпозиумов.
  • Ойнохойя: винный кувшин, в который наливают вино.
  • Фиала: неглубокая чаша, используемая в религиозных церемониях для совершения возлияний.
  • Скифос: глубокая чаша предназначенная для питья жидкостей с двумя ручками.
  • Лекиф: фляжка для хранения различных масел или духов.
  • Арибалл: небольшая сферическая или шаровидная фляжка с узким горлышком и ручками для хранения различных масел возможно духов.
  • Ритон: сосуд в форме рога животного для питья, часто украшенный головами или фигурками животных, используемый для питья вина.
  • Канфар: глубокая чаша для питья с двумя ручками, часто используемая во время симпозиумов.
  • Алабастрон: небольшая ваза для духов, обычно узкая у основания и расширяющаяся вверху.
  • Аскос: небольшая, часто асимметричная ваза, используемая для наливания масла или воды, обычно используемая для ритуалов или в качестве погребального инвентаря.
  • Мастос: ваза в форме женской груди с носиком, используемая для питья винных напитков.
Поделитесь с друзьями
Елена Куравлева
Елена Куравлева

Я автор многих статей на этом сайте и туристический блогер. В 2011 году я ушла с корпоративной работы и начала путешествовать. Я побывала в 20 странах на 6 континентах и не хочу останавливаться в ближайшее время!

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *