Невозможно установить географические границы Китая, которые действительны для всех эпох в истории страны. Если вы посмотрите на историческое развитие с 2000 г. до н.э. и по сей день видно, что границы страны со временем сильно изменились. Некоторые династии правили большей частью восточноазиатского континента, в то время как другие правили только частями территории, которую мы сегодня знаем, как Китай.
Однако исторически северная китайская равнина может считаться колыбелью китайской культуры. С тех пор он распространился в основном на запад и юг, особенно вдоль двух крупнейших рек, Желтой реки и реки Янцзы. Наибольшее распространение страна имела во времена династии Цин.
История древнего Китая обычно делится на династии, то есть периоды, когда страной управляла определенная правящая семья.
Историю Китая можно условно разделить на три периода:
- Ранняя китайская цивилизация (до 221 г. до н. э.)
- Императорский Китай (221 г. до н.э. – 1911 г.)
- Республиканский Китай (1911–)
В целом, ни одна династия в Китае не просуществовала более 400 лет, но важным общим знаменателем для них является то, что они всегда производили впечатление, что стоят друг друга. Основанием для этого послужила историческая традиция, восходящая к временам до Конфуция. 24 официальных исторических сочинения о различных династиях были переданы полностью или частично. История каждой династии была написана во время последующей династии, основываясь на мотиве узаконивания династии, которая была у власти на момент написания произведения.
Кроме того, существует разнообразная коллекция неофициальных историй о небольших географических районах, семьях или на другие темы. Эти работы являются важным источником для историков.
Истоки китайской цивилизации (10 000–1000 гг. до н. э.)
Заселение произошло примерно через 100000 лет после того, как homo sapiens впервые попал в то, что мы сегодня называем Китаем, до того, как появились региональные культуры, которые мы можем проследить археологически. Первые признаки этого обнаружены около 10 000 г. до н. э. Это не было единой культурой. Вместо этого можно найти региональные различия по осям восток-запад и север-юг, которые особенно заметны около 5000 г. до н.э.
Несколько тысяч лет спустя эти культуры соприкасались и конфликтовали друг с другом. Этот контакт был также началом более сложных и сплоченных культурных и государственных образований. Именно в этот период возникла китайская система письма.
Время палеолита
Первым, кто более систематически собирал древности и проводил раскопки чисто доисторического характера, был шведский геолог Йохан Гуннар Андерссон. В течение 1920-х годов он сделал ряд значительных открытий. Среди прочего, разведка Андерссона привела к тщательному исследованию богатых культурных слоев в ряде пещер недалеко от Пекина. В толстых слоях мусора здесь были обнаружены останки костей, особенно животных, но также и людей. Считается, что самая старая из человеческих костей составляет ок. 450 000–500 000 лет. Наряду с этими костными останками были обнаружены простые инструменты для окрашивания и обломки кварца, костры и остатки еды.
Две другие находки, одна из «Верхней пещеры» в Чжоукоудяне, позволили обнаружить части скелетов людей и остатки костяных орудий, которые, по оценкам, составляют приблизительно 25000 лет. Эти находки относятся к материалам позднего палеолита из Сибири. Другие исследователи, такие как французские археологи Эмиль Лисент и Пьер Тейяр де Шарден, также провели ряд исследований каменного века Китая в 1920-х годах. Их открытия вместе с исследованиями, проведенными в последние годы, показали, что в древности и особенно в эпоху неолита в Центральном Китае существовало множество очень разнообразных культурных форм, но мы все еще мало знаем о древнейшей предыстории в районах тропических лесов.
Самое старое неолитическое поселение в Китае можно датировать ок. 6000 г. до н.э. или раньше. Еще в начале неолита существовало две неолитических традиции возделывания: одна основывалась на выращивании риса, а другая – на просе. 5000 г. до н.э. технологическое развитие было относительно продвинутым. Помимо заточенных каменных орудий известны богатые находки расписной керамики этого и более поздних периодов неолита. Это особенно верно для Шанхая – Нанкин район, где сотни неолитических поселений и могильников были расположены и обследуемы.
В период между ок. 5000 и 3000 гг. до н.э. средняя температура была на 2-3 градуса выше, чем сегодня. Помимо зерна ели фрукты и орехи. Свиньи, собаки, овцы и водяные буйволы содержались в качестве домашних животных. Похоже, что во времена неолита водяного буйвола использовали как тягловое животное. Во времена неолита медь стала известна и использовалась как для украшений, так и для оружия. Использование металла, вероятно, связано с культурным развитием, а не с влиянием Ближнего Востока.
Бронзовый век
Считается, что настоящий бронзовый век впервые возник во время династии Шан на севере провинции Хэнань ок. 1600 г. до н.э. Этот бронзовый век – самый древний из известных этапов китайской культуры, о котором мы писали в письменных источниках.
Археологическая и историческая информация уникальным образом дополняют друг друга, так что бронзовый век, благодаря открытиям последних лет, кажется чрезвычайно богатым периодом. Среди находок – царские гробницы из столицы династии Шан, которые находились недалеко от более позднего Аньяна. Несмотря на старые грабежи, эти раскопки впечатляют масштабами и оборудованием. Таким образом, на похоронах приносили в жертву людей, животных и всевозможные предметы. Только на одном из этих объектов были обнаружены человеческие останки, в этом учреждении их было не менее 249.
Со времен последующей династии Чжоу археологический материал еще богаче. Рядом с Шанцунлином в провинции Хэнань в 1972 году, среди прочего, были обнаружены три гробницы из резервуаров и 234 других очень богато оборудованных захоронения 600-х годов до нашей эры. Эти примеры, а также множество другой информации свидетельствуют о том, что Китай в бронзовом веке был очень густонаселенным, а общество было сильно разделенным на классы и хорошо организованным.
Первые династии 1600-221 гг. до н. э.
Первые династии не были империями, как в период, известный как Имперский Китай. Эти династии скорее дали названия периодам из-за их доминирующего положения в настоящем. Миф утверждает, что Ся была первой династией, но первым известным источником является Шан (1600–1000 гг. до н.э.). В основном это археологические находки, но есть и несколько письменных источников. Лучшее можно найти в письменных источниках династии Чжоу (1000–221 гг. до н. э.).
Чжоу было обществом, основанным на своего рода феодальной системе. Первоначально короли Чжоу были могущественными, но со временем князья других государств становились сильнее. Это переросло во времена враждующих государств, где князья боролись между собой за реальную власть, а царь Чжоу имел только религиозное значение.
В период, предшествующий этому периоду войны, обнаруживается культурная основа китайской цивилизации. Это время называется временем сотни философов.
Именно государство Цинь вышло победителем из времен враждующих государств и основало династию Цинь. Теперь Китай впервые был объединен в централизованную империю под руководством первого императора Цинь. Феодальные структуры эпохи Чжоу были заменены административным правительством. Император придерживался строгого режима, вдохновленного законническими идеалами. В последствии королевство рухнуло, и пять лет спустя к власти пришла династия Хань.
Династия Хань представляла себя другой империей, но на самом деле продолжала тот же строгий режим. Позже династия Хань приняла больше конфуцианской государственной философии, с которой она с тех пор отождествляется.
В период около 0 года вспыхнуло восстание, и династия Хань была ненадолго заменена династией Синь Ван Манга. Династия Хань была восстановлена как династия Восточная Хань. К концу Хань даосские течения и движения становились все более сильными, и именно в это время можно обнаружить первые признаки буддийской мысли и практики в регионе.
Разделенный Китай (220-589 года нашей эры)
Примерно через 400 лет единого правительства последовал период политической и географической раздробленности. Сначала империя была разделена на Три царства, а после краткого объединения под властью Западной Цзинь последовал долгий период разделения между севером и югом. На севере под властью кочевников возникло несколько небольших королевств (наиболее важным из них был Северный Вэй), в то время как на юге развивалась утонченная благородная культура, где элиты, бежавшие на юг, взаимодействовали с местным населением. В этот период все большее значение приобретали даосизм и буддизм.
Династии Суй и Тан (589-907 года нашей эры)
Династия Суй воссоединила Китай, но последующая династия Тан объединила новую империю.
Суй возник в результате переворота в северной династии Чжоу, одной из наследниц Северной Вэй. За короткое время ей удалось покорить южную династию Чен и, таким образом, снова объединить Китай в одну империю. Династия погибла в короткие сроки из-за тиранического правления, чрезмерно амбициозных проектов и личных эксцессов императора.
Династия Тан во многих отношениях была временем величия в истории Китая. Китайская внешнеполитическая позиция, управляемая в основном военной мощью и менее гражданской администрацией, была восстановлена в середине седьмого века, и эта позиция продержалась сто лет.
Конфуцианство нашло место в идеологии государства, поскольку способствовало укреплению позиции элиты в государстве. Тем не менее, во времена династии Тан Китай был периодом культурного и политического разнообразия, когда буддизм был сильным, а другие центрально азиатские религии получили распространение.
В этот период появилось ряд изобретений, наиболее известным из которых является китайское искусство печати.
Пять династий и десять королевств пограничные династии
За падением династии Тан в 907 году последовал поворотный момент, известный как пять династий и десять королевств. Династия Сун была основана в 960 году, но династия Кидань Ляо существовала в Монголии и некоторых частях северного Китая с 907 года. Тангутская династия Западная Ся была основана в 1038 году в районе, где сегодня расположены Ганьсу и Шэньси, к западу от Ляо. Ляо был проблемным государством для Сун, поэтому в 1121 году Сун объединился с чжурчжэньскими кочевниками на севере, чтобы напасть на Ляо. Это привело к тому, что чжурчжэни основали собственное государство Джин, который вступил во владение после Ляо. Династия Цзинь разорвала союз с Сун в 1125 году, а к 1127 году северная граница государства Сун была отодвинута на юг.
В первой трети 13 века вспыхнули бои между монголами при Чингисхане, династии Цзинь и Западной Ся. Монголы неоднократно посылали войска в эти государства. Окончательное завоевание северного Китая произошло только в 1227 году, во время последней кампании Чингисхана.
Династия Сун и монголы до этого были союзниками, но теперь между ними вспыхнула борьба. Внук Чингисхана Хубилай-хан завершил завоевание Китая и основал новую династию под девизом юань («новое начало») – династию Юань в 1275 году.
Династия Сун открыла период богатого культурного развития, особенно искусства и философии. С этого времени восходит неоконфуцианство. Были исследованы древние памятники Китая (бронзы, надписи, печати, гробницы) – коллекционеры искусства, энциклопедисты, путешественники и библиографы собрали и систематизировали обширный материал. При юанях Китай был ведущей частью монгольской мировой империи, и обширная торговля на большие расстояния принесла с собой богатый обмен культурой и технологиями.
Династия Мин (1368–1644 года)
Династия Мин была не похожа на «завоевательные династии» Юань, Ляо и Цзинь, основанные кочевыми народами с севера (монголы, китанцы и чжурки), но китайским буддийским монахом и вождем крестьян Чжу Юаньчжаном. В династии усилилось самодержавие, которое впоследствии вступило в резкий конфликт с литературными академиями.
Династия Мин была относительно изолирована от внешнего мира. В начале династии Китай отправлял корабли до восточноафриканского побережья до того, как туда прибывали европейские корабли, но вскоре после этого император решил, что путешествие на больших кораблях в другие страны слишком дорого, и запретил их.
Династия Цин (1644–1911 года)
Основатели династии Цин сотрудничали с предыдущей династией Мин и находились в разногласиях с ней со своего отправного пункта в Маньчжурии, к северо-западу от Китая. Их правление было основано на расслоении по этническому признаку, когда китайцы подчинялись маньчжурам. Инновации в технологиях и сельском хозяйстве привели к значительному росту населения в этот период. Это также была совершенно новая внешнеполитическая ситуация для Китая из-за усиления контактов с внешним миром, особенно с Российской империей на севере и европейскими военно-морскими силами на побережье.
Начало 1800-х годов было временем великих социальных потрясений, особенно восстания Тайпинов и Опиумных войн (1839–1842 и 1856–1860). Опиумные войны привели к тому, что Китай стал открыт для остального мира через договорные порты.
Ближе к концу правления Цин были предприняты попытки создать конституцию и собрание, но без особого успеха. Революция 1911 года привела к созданию Китайской Республики в 1912 году.
Китайская Республика (1911–1949 года)
С падением династии Цин в Китае была введена форма парламентаризма. Коммунисты действовали уже в 1920-х годах.
Отношения Китая с Японией были постоянно напряженными, и между двумя странами часто происходили военные конфликты. Когда Япония напала на Перл-Харбор в 1941 году, Китай официально присоединился ко Второй мировой войне.
Престиж Китая повысился во время войны, и он участвовал в важных встречах с союзниками. Страна также получила постоянное место в Совете Безопасности ООН после окончания войны. Внутри страны националисты ослабли, а коммунисты укрепили свои позиции. После войны между двумя фракциями по-прежнему существовали трения, и попытки США посредничать не увенчались успехом.
Коммунисты выиграли Гражданскую войну и основали Китайскую Народную Республику, в то время как Китайская Республика продолжила свое существование на Тайване.
Когда была создана Народная Республика, Мао Цзэдун был главой государства в течение первых десяти лет. В этот период Китай установил тесные отношения с Советским Союзом, во многом благодаря поддержке США и Тайваня. В социальных условиях были сделаны большие политические шаги, особенно для фермеров. Эти меры, включая большой скачок, в значительной степени провалились и закончились голодом для многих людей.
Народная Республика завоевала Тибет и провела приготовления к завоеванию Тайваня, которые так и не были осуществлены. После смерти Иосифа Сталина отношения между двумя коммунистическими державами ухудшились, и они начали двигаться в самых разных направлениях.
После смерти Мао в 1976 году и окончания Культурной революции настало время битвы внутри Коммунистической партии. Центральными были две фракции: идеологически маоистская и прагматическая. Это была последняя фракция во главе с Дэн Сяопином, которая наконец взяла верх и открыла путь, которым страна следовала до сегодняшнего дня.