Сунь Ятсен (родился 12 ноября 1866 года в Сяншане, умер 12 марта 1925 года в Пекине) – китайский политик и революционер, лидер и создатель Гоминьдана. Теоретик китайского социализма. Считается создателем современного и демократического Китая. Он сыграл значительную роль в свержении маньчжурского правления Цин. Первый, временный президент Китайской Республики, впоследствии де-факто оставался главой государства. В Китайской Народной Республике его называют «предшественником демократической революции», а в Китайской Республике на Тайване как «отец нации».
Считается одним из величайших лидеров современного Китая. После успеха революции он быстро оказался вне правительства вновь образованной Китайской Республики. Не консолидировал власть, и после смерти его партия распалась на две фракции. Сунь разработал политическую философию, известную как «Три народных принципа – национализм, демократия и народное правительство (социализм)».
Биография – молодость, семья, пребывание на Гавайях
Он родился 12 ноября 1866 года в семье бедных фермеров в деревне Цуйхэн в уезде Сяншань (ныне провинция Гуандун). Его семья принадлежала к этнической группе хакка. В возрасте десяти лет он пошел в начальную школу. В 1879 году его старший брат Сунь Мейя привез его на Гавайи, который эмигрировал на острова в поисках работы. Он поселился в скромном имении своего брата в Гонолулу. В Гонолулу он встретил более позднего революционера Лу Хаодуна.
После окончания начальной школы он поступил в школу Иолани, где изучал английский язык, историю Великобритании, математику, природу и христианскую религию. Сначала он с трудом говорил по-английски, но выучил его так быстро, что получил награду за выдающиеся достижения от гавайского короля Калакауа. Потом он учился в колледже Иолани и окончил в 1882 году. Затем он учился в колледже Оаху в течение одного семестра. В 1883 году он был отправлен обратно в Китай братом, который боялся слишком большого интереса Суня к христианству. Попав в Гонконг, начал учиться в епархиальной школе для мальчиков. С 1884 по 1886 он получил образование в Школе центрального правительства (позже известной как Королевский колледж) и в том же году он женился на Лу Мужене, которую выбрали его родители. У него было трое детей, сын и две дочери.
В 1884 или 1885 году во время обучения в Гонконге он был крещен американским миссионером. Он посещал Цайскую церковь, основанную в 1888 году британской миссионерской организацией London Missionary Society. Он видел в революции явление, аналогичное миссии спасения в христианских церквях, его обращение в христианство повлияло на его революционные идеи. Позже он стал крестным отцом писателя-фантаста Пола Линбаргера (пишущего под псевдонимом Кордвейнер Смит).
Сунь Ятсен в 17 лет
Совершив еще одну поездку на Гавайи в 1886 году, он поступил в медицинскую школу в Гуанчжоу, которой руководит христианский миссионер Джон Глазго Керри. Позже он перешел в Гонконгский медицинский колледж, который он окончил в 1892 году, в одной группе из 12 человек он был одним из двух студентов, получивших степень бакалавра.
Ранние оппозиционные действия – Четыре бандита
Несмотря на то, что он не получил никакой подготовки, которая могла бы помочь начать его политическую карьеру, он заинтересовался внутренними делами страны, которая в конце XIX века все больше погружалась в беспорядок и беспомощность по отношению к иностранным державам, которые были практически свободны в Китае. Около 1888 года он вступил в гонконгскую революционную группу, известную как «Четыре бандита». В 1891 году он связался с Йунг Ку-Ван, который был лидером и основателем Литературного общества Фурен – группы, распространявшей идеи свержения династии Цинь. В 1894 году он отправил 8000 петиций Ли Хунчжану, губернатору провинции Хэбэй в котором он дал ему свои идеи для модернизации страны. Ответ, который он получил, был далеко не неудовлетворительным, потому что в основном сводился к смутной поддержке предложения о создании ассоциации фермеров. Вскоре он уехал в Тяньцзинь, чтобы лично представить петицию Ли, но он не дал ему аудиенцию.
В 1894 году он бросил медицинскую практику в Гуанчжоу и приехал на север страны. После неприятного опыта с Ли, Сунь поворачивается к революционным методам. В октябре 1894 года Сунь снова отправился на Гавайи и учредил там Союз Возрождения Китая (Сюнчжунху). Эта организация стала предшественницей секретных революционных группировок, которые позднее возглавил Сунь Ятсен. Первоначально, только представители низших социальных слоев (крестьяне, чиновники, ремесленники), которые прибыли в основном из родного города Суня – Гуандун, были допущены к Союзу возрождения Китая. В том же году Гонконгская секция Союза Возрождения Китая была объединена с литературным обществом Фьюрен. Сунь стал секретарем объединенной организации, а Йунг Ку-ван стал ее президентом. Организация осуществляла подпольную деятельность в Гонконге под названием «Qianheng Company».
В изгнании – Деятельность в западных странах
В 1895 году Китай потерпел унизительное поражение в войне с Японией, что привело к серьезному кризису для империи. Среди интеллектуалов появилось два типа реакции: одна группа считала, что династия Цин может восстановить славу Китая, модернизировав государство. По мнению этой фракции, свержение династии вызовет хаос и зависимость империи от страны. Представителями этой фракции были Кан Ювэй и Лян Цичао, которые инициировали реформы, известные как «сто дней реформ». Сунь Ятсен остался в оппозиции к сторонникам, в том числе Зоу Ронгэти активисты искали революцию, которая свергла бы династическую систему и заменила бы ее современным национальным государством в форме республики. План 100 дней реформ, начатый лоялистами, оказался провальным. Взяв его за основу, Сунь отправился в Гонконг и подготовил там заговор для подготовки восстания в Гуанчжоу. Восстание должно было вспыхнуть во вторую годовщину создания Союза Возрождения Китая 26 октября 1895 года. Однако план в конечном итоге провалился, семьдесят зачинщиков восстания, включая Лу Хаодуна, были взяты в плен, и Суню пришлось уйти в изгнание на 16 лет.
По словам китайского историка Ли Юнь-Пина, в результате имперского закона 1882 года, который на практике лишил его возможности путешествовать в США, ему нужна была виза для въезда в Соединенные Штаты. При первой попытке проникнуть на территорию США он был арестован и освобожден через 17 дней. В марте 1904 г. он получил свидетельство, согласно которому он родился 24 ноября 1870 г. на Гавайях, имел американское гражданство, и переехал в Китай со своей семьей в возрасте 4 лет и вернулся на Гавайи 10 лет спустя.
Первоначально он прятался в Европе, США и Канаде. На месте он организовал финансовую помощь для китайских революционных групп. В 1896 году при неясных обстоятельствах Сунь был захвачен спецслужбами и задержан на 13 дней китайским посольством в Лондоне. Вероятно, он был признан своим соотечественником из Кантона (который фактически был имперским дипломатическим работником). Он навещал его под вымышленным именем, но был признан и арестован. Имперские спецслужбы планировали убить его, что было затруднено поддержкой Сунь Ятсеном британского сотрудника китайской миссии, благодаря которому ему удалось связаться с бывшим деканом Медицинского колледжа Гонконга Джеймсом Кантли. Затем британское министерство иностранных дел вмешалось в его дело, которое затронуло и его. Все стало очень громко, Сунь был провозглашен героем в Великобритании, и вся эта ситуация дала политическую карьеру Сунь Ятсену.
В Японии
Потратив несколько месяцев на изучение коллекций Британского музея, Сун отправился через Канаду в Японию, куда он прибыл в июле 1897 года. Он подружился с демократическим революционером Тотеном Миядзаки, который оказывал ему финансовую поддержку. Миядзаки узнал о Суне после инцидента в Лондоне и намеревался помочь Суню в его политической деятельности. Миядзаки представил своего китайского протеже многим влиятельным личностям, таким как Сигенобу Акума, Соэдзима Танеоми и Инукай Цуёси, в будущем Сунь получит политическую и финансовую поддержку от некоторых из них. Некоторые японские революционеры сотрудничали с ним из-за паназиатских мотивов и отвращения к западному империализму. В изгнании он встретил филиппинца Мариано Понсе, будущего дипломата Первой Республики Филиппин. Сунь и Понсе договорились о помощи Японской императорской армии для филиппинских революционеров, а затем и для Первой Республики Филиппин для защиты независимости от агрессии США. Сунь, поддерживая филиппинское движение за независимость, надеялся, что нация обретет независимость, а архипелаг Филиппин станет местом остановки региональных революционных движений. Его мечты не осуществились после того, как в июле 1902 года, после почти трех лет обороны, войска Первой Республики Филиппин проиграли войну с американцами, и страна снова стала колонией. Он использовал организацию «Общество неба и земли», чтобы совершать поездки за границу и получать финансовую поддержку.
Беспорядки в Китае (1900 г.)
Во время беспорядков 1900 года в Китае он участвовал в секретном соглашении с Генри Блейком – британским губернатором Гонконга и важной китайской личностью этой колонии – Хо Каем. Его целью было убедить Ли Хунчжана разорвать его подчинение маньчжурской династии Цин. По приглашению сотрудников Ли, Сунь отправился в Гонконг, но, опасаясь обмана, он не сошел на берег. От его имени Миядзаки и два других японца пошли на переговоры. Встреча не принесла никаких результатов. Ранее Сунь Ятсен установил контакты с тайными обществами в провинции Гуандун. Эти силы начали бой в Хуэйчжоу 22 октября. Восстание было одной из 10 кампаний. Однако это восстание было подавлено после 12 дней боев. В восстании принял участие японец Миядзаки, который написал отчет о боях в книге, опубликованной в 1902 году под названием «33 года снов».
Создание Союза Лиги
1903 год стал переломным в жизни Сунь Ятсена. С этого момента члены более образованных и более состоятельных слоев общества начали присоединяться к его последователям. Это изменение было вызвано главным образом двумя факторами: первым был постепенный крах династии Цин, а вторым – пропагандистская деятельность, проводимая в китайских центрах в Японии. Сунь Ятсен стал особенно популярным среди китайских студентов, обучающихся за рубежом. В 1904 году ему удалось создать несколько подпольных ячеек в Европе. В 1904 году он представил свою политическую программу, которая включала вытеснение татарских варваров (маньчжуры), восстановление Китая, создание республики и равное разделение земель. Эти требования повлияли на более позднюю политическую философию «Три народных принципа». Три принципа включали национализм (Миньцзу), демократию (Миньцюань) и правление народа (Миньшен). В 1905 году он стал лидером революционной коалиции – Лиги Наций, основанной в Токио. Лига была официально создана 25 августа 1905 года, она была коалицией нескольких студенческих революционных групп китайских иммигрантов, целью Лиги была финансовая поддержка антирежимных восстаний в стране. В течение 1906 года число членов Лиги достигло 963.
В течение следующих трех лет Лига проводила активную пропагандистскую деятельность, главным образом через свой «Дневник Союза» (Мин Бао). За это время первые трудности начали накапливаться перед Сунь Ятсеном. Прежде всего, Лига оставалась организацией с довольно рыхлой организационной структурой, и ее отдельные члены имели большую свободу в своей деятельности. Хуже того, все заговоры и восстания, организованные Сунем, закончились неудачей. Члены лиги стали все больше сомневаться в возможности успеха, кроме того, внешние финансовые влияния стали уменьшаться. В результате давления со стороны династии Цин другие страны стали избегать контактов с Сунь Ятсеном. В 1907 году японское правительство дало ему крупную сумму денег и попросило покинуть страну. Год спустя во французском Индокитае, где его организация создала несколько заговоров, ему запретили въезд полностью. Гонконг, как и некоторые другие территории, оставался вне его досягаемости.
Военные столкновения с силами Цин
1 декабря 1907 года он возглавил революционные силы, которые столкнулись с сторонниками Цин на перевале Дружбы (граница Гуанси – Вьетнам). Восстание было подавлено через семь дней. В 1907 году вспыхнули еще четыре антиманьчжурских восстания, в том числе восстание в Чаочжоу, восстание семи женщин на озере Хучжоу и восстание в Циньчжоу. В 1908 году произошло еще два восстания – восстание Хекоу и Цинлянь.
Борьба за власть в Союзной лиге
Из-за военных неудач периода руководства Сунь, группа активистов Лиги стремилась отстранить его от руководящей должности. Сунь подвергся критике в листовке под названием «Уголовная декларация Сунь Ятсена революционерами из Юго-Восточной Азии». Авторами публикации были Тао Чэнчжан и Чжан Бинлинь, листовка была напечатана и распространена реформаторскими газетами, то есть Наньян Цунхуй Бао. Целью Дао и Чжана было дискредитировать Суня как лидера движения – его изображали как активиста, который, борясь с революционной волей, чтобы разбогатеть посредством финансовых спекуляций. В итоге революционный лагерь был разделен на своих сторонников и противников. Заинтересованная сторона сама публично опровергла обвинения и последовательно опровергала слухи о том, что он руководствовался исключительно стремлением к прибыли.
Путешествие по Европе
В этих неблагоприятных обстоятельствах Сунь Ятсен провел 1910–1911 годы, путешествуя по Европе и США. В Азию он вернулся ненадолго в июне 1910 года, снова отправился на запад в декабре, где он встретился с несколькими ведущими революционерами. На этих встречах было решено, в частности, что должна быть сделана последняя попытка овладеть Кантоном. На этот раз некоторые средства были собраны в Соединенных Штатах и Канаде. «Восстание 27 апреля» в Гуанчжоу (также известное как «Революция 29 марта» в связи с датой в китайском календаре) также закончилось, как и предыдущие движения. В этот момент успех революции казался более отдаленным, чем когда-либо. Однако помощь пришла с самой неожиданной стороны, а именно от самой династии Цин. С 1901 года императорский двор начал проводить ряд реформ. В том числе модернизация армии, традиционные экзамены государственных служащих были отменены, структура администрации была реорганизована, было введено современное образование. Однако более образованные социальные классы все больше были недовольны темпами перемен, и Сунь терял контроль над ситуацией.
Деятельность в Малайзии
Публичность и популярность Сунь Ятсена вышли за пределы региона, известного как Великий Китай, его философия приобрела особую популярность в Юго-Восточной Азии, называемой китайцем Наньян. Он был очень популярен среди китайских общин в Малайе (современная Малайзия и Сингапур). В Сингапуре он встретился с местными крупными предпринимателями китайского происхождения. Торговцы оказали поддержку Лиге, и 6 апреля 1906 года (некоторые источники утверждают, что секция была создана в конце 1905 года) секция Лиги Союза была создана в Сингапуре. Некоторое время он переехал в Сингапур и поселился на вилле, известной как Ван Цин Юань. Штаб-квартира Союзной лиги также была перенесена в этот город. По всей Малайзии он инициировал открытие читательских клубов, в которых статьи для прессы читались публично, чтобы распространять революционные идеи среди неграмотного низшего класса. 8 августа 1910 года был создан крупнейший читательский клуб, известный как Великая китайская библиотека. 19 июля 1910 года штаб-квартира Лиги переехала в Пенанг. Это должно было уменьшить влияние пропагандистской кампании, направленной на Сунь Ятсена. В декабре 1910 года в Пенанге была открыта первая китайская газета.
Революция 1911 года – Сунь Ятсен во время своего пребывания в Ханое
В 1910 году он решил более широко финансировать повстанцев, сражающихся с маньчжурами, и объявил об этом 13 ноября на конференции в Пенанге. Кампания по сбору средств охватила весь Малайский полуостров, всего было собрано 187 000 гонконгских долларов. 27 апреля 1911 года революционер Хуан Син возглавил второе восстание в Гуанчжоу. Восстание не удалось, и 72 повстанцев, вероятно, погибли в бою. В настоящее время боевики из Гуанчжоу считаются мучениками в Китае. В 1911 году императорское правительство решило национализировать железную дорогу. Это решение вызвало гнев местных предпринимателей. Проявлением этой неудовлетворенности стали боевые действия в Сычуани, Царская армия не смогла предотвратить расширение восстания, что подорвало авторитет двора. В октябре того же года в Ухане вспыхнуло еще одно восстание. Несмотря на первоначальное отсутствие координации, повстанцам удалось свергнуть местного губернатора. Хуан стоял во главе восстания. Этот успех стал настоящей искрой, от которой вспыхнули другие части страны, последовательно отсоединившиеся от империи. Восстание превратилось в Синьхайскую революцию. В результате Пуйи – последний император в истории Китая – был свергнут. День революции, 10 октября, теперь является государственным праздником Китайской Республики. Сунь узнал о восстании в Ухане во время своего пребывания в Денвере, США.
Формирование республиканской системы
21 декабря Сунь прибыл в Шанхай, а затем был избран временным президентом во время встречи в Нанкине. Ли Юаньхун стал вице-президентом, а Хуан Син был министром армии. Американский военный Гомер Ли приехал с ним в Китай и встал на сторону революционеров. Сунь согласился с очень влиятельным имперским министром Юанем Шикаем о свержении династии Цин и разделении власти. 12 февраля 1912 года император официально отрекся от престола. На следующий день Сунь отказался от своей должности, и на смену ему пришел Юань Шикай. Сунь послал телеграммы руководителям всех провинций, в которых он призвал их организовать выборы в Национальное собрание Китайской Республики. В мае 1912 года собрание переехало из Нанкина в Пекин, и его 120 членов были из Лиги Союза и Республиканской партии (возглавляемой Юань Шикай). Уже тогда многие сторонники Сунь Ятсена начали подозревать Юань и Республиканскую партию в авторитаризме.
Бои между Гоминьданом и Республиканской партией
25 августа 1912 года Союзная лига объединилась с другими антиимперскими организациями и образовала Гоминьдан. Выборы 1912–13 годов имели большой успех для Гоминьдана, партия получила 296 из 596 мест в нижней палате и 123 из 274 в верхней палате. Позднее был убит Сун Цзяорен. Это событие привело к началу борьбы за власть между Сунем и Юань. В стране произошла вторая революция, во время которой Сунь и армия, лояльная Гоминдану, попытались свергнуть режим Юаня. В конечном счете Юань победил, и Суню пришлось бежать в Японию. Во время этого пребывания он обратился к японской поддержке в обмен на обещания предоставить значительные уступки в Китае. За это время его покинули многие старые товарищи, большинство из которых отказались присягнуть ему. В 1915 году Юань объявил о восстановлении монархической системы в Китае, и он был коронован как император. Сунь принимал участие в войне между силами республики и имперскими силами (1915–1916), во время которой он был связан с Республиканским защитным движением Конституции. Кроме того, он помог восстанию Бай Ланга против правления Юаня. Внешние бои начались в Китае так называемыми эпоха милитаристов, во время которой местные полевые командиры взяли реальную власть во многих районах Китая. В 1915 году Сунь написала Второму Интернационалу, что она отправляет команду специалистов в Китай, которая поможет объединить Китай и создать первую в мире социалистическую республику. В этот период появилось много разных предложений о будущем Китая, в период политического хаоса были объявлены новый президент республики одновременно Сунь и Сюй Шичан.
После падения режима Юань – Борьба за Кантон
В 1912–1927 годах на юге Китая действовали три правительства – Временное правительство нянь (1912), военное правительство в Гуанчжоу (1921–1925) и правительство в Гуанчжоу (а затем в Ухане, 1925–1927). Правительства на юге Китая были в оппозиции к правительству Пекина на севере. На севере Гоминьдан был объявлен вне закона Юанем, а Революционная партия Китая была временной заменой партии. В 1916 году режим Юань рухнул. В следующем году Сунь приехал из Шанхая в Гуандун, чтобы организовать движение против премьер-министра Дуан Цируи. Сунь был избран генералиссимусом сепаратистского правительства в июле, но в середине 1918 года ему пришлось уйти в отставку из-за потери поддержки со стороны местного полководца Лу Ронгтинга, Ранее Лу согласился, что Сунь получит контроль над 20 охранными батальонами, если они останутся за пределами Гуандуна. Сунь принял это условие и назначил Чэнь Цзюнмина командующим своими войсками в Фуцзянь. Убедив Чена сразиться с Лу, Сунь сумел вернуться на прежнюю должность на 16 месяцев. Однако после того, как Чэнь обернулся против него, ему снова пришлось покинуть Шанхай. Гоминьдан был восстановлен 10 октября 1919 года, когда Сунь сформировал новую группировку с этим именем. Сунь сумел убедить провинции Юньнань и Гуанси перейти на свою сторону и вернуть Гуанчжоу с их помощью в 1921 году. В 1923 году Сунь сам назначил генералиссимуса новых властей.
Сотрудничество с Советской Россией
Тем временем, после неудачных попыток получить помощь как от западных держав, так и от Японии, Сунь обратилась к СССР. Советский дипломат Адольф Иоффе посетил его в Шанхае в 1922 и 1923 годах. Во время последней из этих встреч было установлено, что коммунистическая система непригодна для Китая, кроме того, СССР отказался от каких-либо претензий к Внешней Монголии. Соглашение между правительством Суня и СССР было написано в манифесте Сунь-Иоффе от января 1923 года. Кроме того, после убеждения советских дипломатов китайские коммунисты решили сотрудничать с Гоминьданом. В октябре 1923 года Михаил Бородин, представитель Коминтерна приехал в Шанхай и завоевал доверие Сунь Ятсена. В начале 1924 года Сунь сумел реорганизовать и объединить Гоминьдан в иерархическую структуру по образцу большевистской партии. В силу его приказа, гоминьдановские делегаты избрали трех представителей коммунистов в его исполнительный комитет и согласились создать военную академию (возглавляемую Чан Кайши). Владимир Ленин похвалил Суня за его попытки социальной реформы и борьбы с иностранным империализмом. В ответ Сунь назвал Ленина «великим человеком» и послал поздравления России с победой русской революции.
Формирование общественно-политической системы Китая
В феврале 1923 года, во время встречи с Союзом студентов в Университете Гонконга, он заявил, что революция обеспечит мир, порядок и хорошее управление в городе, а также устранит коррупцию. В том же году он объявил о трех народных принципах, которые должны были стать основой государства. Сунь также представил конституцию страны в той же речи. Часть речи была использована в Государственном гимне Китая. В 1924 году вместе с Сонг Зивеном он создал первый в истории центральный банк – Центральный банк Кантона. Создание банка было одним из ключевых элементов экономической политики Гоминьдана, которая стремилась создать в Китае национальный капитализм и отдельную банковскую систему. 10 ноября 1924 года во время своего пребывания в Тяньцзине он выступил с речью, в которой призвал к созданию Национальной конференции Китая. Он призвал к отмене всех неравноправных договоров с Китаем для западных держав. Через два дня он отправился в Пекин, чтобы поговорить о будущем страны. За это время его здоровье ухудшилось, и в стране началась гражданская война между местными полевыми командирами.
Сунь Ятсен умер в возрасте 58 лет в Пекине 12 марта 1925 года от гепатоцеллюлярной карциномы. Согласно традиционному китайскому обряду, его останки были помещены в Храм Лазурного Облака – буддийское святилище, расположенное в нескольких километрах от Пекина. Его шкатулка была перенесена в 1929 году в мавзолей в Нанкине.
Ситуация в стране после его смерти
После его смерти в Гоминьдане произошла борьба за власть между его молодым протеже Чан Кайши и старым революционным компаньоном Сунь, Ван Цзинвэем. На карту поставлена возможность безоговорочно стремиться к политическому наследию Сунь Ятсена. В 1927 году Чан Кайши женился на Сун Мэйлин, сестре Сун Цинлин – вдове Суна. Этот брак позволил Чангу захватить власть в партии. В том же году произошел раскол между коммунистами и националистами, каждая группа считала себя настоящим наследником Сунь Ятсена, и раскол начал гражданскую войну в Китае, продолжавшуюся до 1949 года.
Политическая доктрина
Политическая доктрина Сунь Ятсена содержится в его «трех народных принципах»: национализме, демократии (или «правлении народа») и процветании. В области экономики Сунь Ятсен был активным сторонником модернизации и индустриализации страны.
Отец нации
Благодаря своей харизме и способности находить компромиссы, он считается великой личностью как китайских коммунистов, правящих в Китае, так и последователей Чан Кайши на Тайване.
На континенте
На континенте его считают китайским националистом, протосоциалистическим политиком и предшественником революции. Его имя упоминается в преамбуле к Конституции Китайской Народной Республики. В последние годы руководство Коммунистической партии Китая все чаще ссылается на Суня, отчасти из-за политики укрепления китайского национализма и отчасти для большей интеграции со сторонниками тайваньского Гоминьдана. Мавзолей Сунь Ятсена был первым местом, которое посетили тайваньские политики, правоцентристская партия Первой нации, посетившая Китай в 2005 году.
На Тайване
На Тайване его называют Отцом Китайской Республики и Отцом Нации. Его портреты можно найти в тайваньских государственных школах, на монетах и банкнотах, а также в офисах. В Китайской Республике после смерти Суня и Чан Кайши развивался своего рода культ личности этих персонажей. Во время государственных церемоний в провинции Цинхай, которыми руководили несколько мусульман, лидер провинции Ма Буфанг и имамы поклонились портрету Сунь Ятсена, а во время религиозных церемоний тибетцев и монголов на озере Куку-нор национальный гимн Республики был торжественно услышан.
За пределами Азии
В Маркхэме, Канада, расположен проспект Сунь Ят Сен. В Ванкувере есть Классический сад доктора Сунь Ятсена. Этот сад – самый большой сад в классическом китайском стиле за пределами Азии. В Торонто в Ривердейл Парке вы можете найти его памятник.
В китайском квартале Гонолулу есть Мемориальный парк доктора Сунь Ятсена, Мемориал генералиссимуса также расположен на ул. Площадь Марии в китайском районе Сан-Франциско. В Сакраменто, Калифорния, есть памятник, установленный Китайской благотворительной ассоциацией Сакраменто.
В 1993 году по инициативе внучки президента Лили Сун в библиотеке колледжа Капиолани была создана выставка азиатской коллекции Сунь Ятсена. В октябре и ноябре каждого года демонстрируется вся коллекция. В 1997 году Гавайский фонд Доктора Сунь Ятсена создал виртуальную библиотеку.