История Индии – это история полуострова Индостан и индийской цивилизации. Индия не существовала как политическое образование. Древние и средневековые государства, хотя и покрывали территорию современного Пакистана, а иногда и часть Афганистана, никогда не покрывали всю территорию современной Индии. Из-за региональных различий (особенно между равниной Индо-Ганг и горной частью Индии) жизнеспособность традиционных институтов затрудняет применение евроцентрического разделения к древнему, средневековому и современному времени в истории Индии. Многие историки следуют периодизации индийской истории, представленной Дж. Миллисом (1773–1836): индуистские, мусульманские и британские времена.
Доисторические времена
Субтропический климат Южной Азии – один из регионов мира, населенных предками человека. Самые старые примитивные каменные топоры, найденные в западной части полуострова (горы Шивалик, Раджастан), были сделаны 500-400 тысячелетий назад (в Карнатаке 300 лет назад), но останков гоминидов на территории Индии не обнаружено. Мезолит, сменивший палеолит 30-15 тысячелетий назад, охватил всю территорию современной Индии. На наскальных рисунках того времени в основном изображены охота, звери, сбор меда, танцы.
Древние времена
Примерно 6 тысячелетие до нашей эры. В конце 5 тысячелетия до н. э. в начале долины Инда появились более постоянные поселения, жители выращивали пшеницу, ячмень, держали коров, овец, коз. Рядом с камнем уже использовались медные и бронзовые орудия труда.
Примерно 4 тысячелетие до нашей эры. В конце 3-го тысячелетия до н. э. были сформированы первые города, окруженные стенами. Так называемая культура долины раннего Инда процветала. Встречается в керамике, медных инструментах, ожерельях из полудрагоценных камней. На основе этой культуры развивалась цивилизация долины Инда (культура Хараппа), просуществовавшая примерно с середины 3-го тысячелетия до 2000-1750 гг. до н.э.
Культура долины Инда имеет местное происхождение. Об этом свидетельствуют украшения, бык, тигр, слон, йога-аскет. Даро и Хараппа Мохенджо были хорошо спланированные города с населением от 25 000 до 40 000 человек в каждом. Инструменты и утварь в основном изготавливались из меди и бронзы. Помимо обычных предметов домашнего обихода и инструментов делались сверла, копья, пилы и бритвы, литье фигурок людей и животных из меди и бронзы. При литье технологический уровень был немного ниже, чем в Месопотамии в то время. Украшения были сделаны из меди, золота, серебра и свинца, а печати – из камня. Обнаружены остатки хлопковой ткани. Жители долины Инда вели торговлю с Месопотамией (о чем свидетельствуют печати Хараппы периода 2600 г. до н.э., найденные в Уре и других месопотамских городах, т. е. Месопотамские коммерческие документы и эпиграфика). Они привезли дерево, слоновую кость, золото, драгоценности, а также серебро, шерстяные ткани, зерно и медь.
О состоянии цивилизации долины Инда можно только догадываться. Считается, что торговля в то время регулировалась. Общий вес и другие показатели, культуры, большие запасы зерна позволяют сделать вывод об эффективности административного контроля большой территории. В центре каждого большого города находилась крепость, окруженная кирпичной стеной.
Было найдено около 2000 коротких (от 1 до 20 символов) записей и идентифицировано около 500 различных символов. Расшифровать их пока не удалось, не определено, на каком-то языке говорили жители. В расовом отношении население было европейским. В то время нет точных знаний о религии. Обнаружены ритуальные постройки, терракотовые фигурки, печати мифического или религиозного значения. Считается, что поклонялись Великому Богу, который имел черты, характерные для более позднего Шивы, и Великой Матери (связанная с Девой позднего индуизма).
Выявлены признаки культа животных (бык, буйвол, тигр). Была найдена фигура, напоминающая медитирующего йоги, в окружении зверей, свастик и других символов. Примерно 2000–1750 гг. до н.э. городская цивилизация долины Инда рухнула, предположительно из-за изменения климата (которое разрушило сельское хозяйство), стихийных бедствий (есть данные об изменении русла реки Инд, крупных наводнениях, высыхании реки Сарасвати), вторжении других племен (возможно, даже индоиранцы) или эпидемия.
Около XIV-XIII вв. с северо-запада в Южную Азию началось проникновение арийских племен, которые постепенно, на протяжении VII или VIII веков, заняли равнины Инда, Джамны и Ганга и создали новую цивилизацию. Ранняя история и религия ариев отражены в их священных книгах Вед, созданных в 16-5 веках. до н.э., а также в эпосах Махабхарата и Рамаяна. Наиболее характерными чертами их религии – индуизма – были политеизм (поклонение богам Индра, Варуна, Сурья, Агнис и др.) И кастовая система – разделение общества на 4 основных класса (касты: священники, солдаты, земледельцы и слуги), которые были разделены на более мелкие группы.
Примерно 1 тысячелетие до нашей эры. Арийские племена основали царства: Куру Панчал, Камбоджа, Гандхар, Мадрас, Видеха, Каши, Косала. В то же время сосуществовали подобные состояния ариев (млехов): Видеха, Магадха, Анга, Банга, Андхра, Видарбха и другие.
В долине Ганга процветала цивилизация, процветали философские школы, буддизм, джайнизм. Арийцы не создавали исторических хроник (почти вся их литература носила религиозный характер) и не фиксировала реальных событий – даже названия ранних государств сохранились только потому, что они упоминались в мифах о богах. Вторжение македонской армии на северо-запад Индии (территория современного Пакистана) 327-326 гг. до н.э. – самое раннее событие в истории Индии, дата которого известна именно из греческих источников (в индийских текстах об этом не упоминается).
В восточной Индии, на территории нынешнего штата Бихар, государство Магадха сильно укрепилось, что хорошо известно из описания греческого посланника Мегастена. Правители Чандрагупта (правил 317–298 до н.э.) и Биндусара (правил 297–268 до н.э.) расширили территорию Магадхи до восточного Афганистана и западного Белуджистана и основали первую империю в Индии и одно из крупнейших государств в древнем мире. Самым известным мавританским правителем был Ашока (правил 273-232 гг. до н.э.). После аннексии Калинга (260 г. до н.э.) его государство включало почти весь нынешний Пакистан и часть современного Афганистана.
Согласно греческим источникам, Магадха (древняя область в Индии) располагала очень большой армией (около 600 000 пехоты, около 30 000 конницы, около 9 000 слонов). Была установлена система централизованного управления (описана в трактате Арташастры о Каутилии). Столица мавританского государства, Паталипутра (ныне Патна), согласно описанию Мегастена, должна была стать крупнейшим городом в древнем мире. О правлении Ашоки известно больше, поскольку по его приказу на скалах в разных местах были воздвигнуты десятки указов.
Став буддистом, он отправил буддийских миссионеров в соседние страны и оставил запись на месте рождения Будды в Лумбини (современный Непал). Мавританская империя просуществовала около 140 лет. Её последний правитель, Брихадратха, был убит, и государство рухнуло. На северо-западе Индии усилились греческие правители (так называемые индо-греки, яванские источники). Через них буддизм распространился в Средней Азии.
Правители Магадхи Гуптос снова восстановили государство. Правление Гупту (320–540 гг.) считается классическим, или золотым, веком индийской цивилизации. Развитая литература (Пурана, Калидасадрама на санскрите), искусство, архитектура, наука, особенно астрономия и математика. Индийские числа (включая ноль) позже достигли Европы через арабов. Астроном и математик Арджабхата обнаружил, что число π = 3,1416, солнечный год 365 дней. В Индии игра чатуранга (предшественник современных шахмат) была разработана в 10 веке.
На ослабевшую империю Гуптаев напали гунны с северо-запада. Они завоевали территории современных Пенджаба, Раджастана и Кашмира, разрушили города Северной Индии, торговые центры и буддийские монастыри. Гунны, как и другие племена, которые позже вторглись в Индию, были ассимилированы, но их вторжения имели долгосрочные негативные последствия: период политического раскола и нестабильности в Индии начался после периода культурного и экономического процветания.
Древняя Индия создала одну из самых самобытных цивилизаций древнего мира. Это во многом эквивалентно древнегреческой и римской цивилизациям. Основное отличие состоит в том, что в Индии наиболее экономически и юридически важной ячейкой общества оставалась группа (каста, сельская община, клан, государственный аппарат), которая препятствовала формированию гражданского сознания, пониманию индивидуальных и гражданских прав и обязанностей.
В Индии, как и в других странах Востока, политическая власть и собственность оставались связанными, а политическая иерархия препятствовала возникновению частной собственности. Самым важным следствием совпадения власти и собственности было то, что экономическая ситуация зависела от воли, интересов и способности правителей контролировать правительственный аппарат и проводить ту или иную политику. Важнейшим достижением древнего периода была цивилизация, основанная на индоиранской культуре.
Средние века
После распада империи Гуптай в Индии образовались десятки государств, которые воевали друг с другом. Харша, правитель Канно (годы правления 606–647 гг.) на какое-то время объединили Северную Индию. Самыми важными династиями, создавшими свои государства, были Гурдара Пратихара в западной части Индии, Палаи в Бенгалии и Бихаре, Раштакута в Центральной Индии, Палава, Чола, Пандья на юге.
Помимо королевств, от них зависели сотни небольших герцогств. В тот период Индия оказалась в новой опасности. Арабы, давно известные в Западной Индии как торговцы, завоевали Синд (на территории современного Пакистана) в 711 году. Турки начали вторжение в Афганистан. 1001–2525 Махниуд, правитель Газни, нападал на Индию почти каждый год. 1185 мусульман заняли Лахор, 1193 Дели, 1194 Варанаси, 1202 Бенгалию. 1206 г. военачальник Кут ад Динас Айбек провозгласил султаном развитое государство со столицей Дели (Делийский султанат).
Мусульмане завоевали Северную Индию довольно быстро и легко, потому что у них был опыт в изготовлении лучшего оружия, кавалерия (против более медленных слонов). Султан Аладдин Хильджи (правил 1296–1316 гг.) отразил пять монгольских нашествий (1297–1307 гг.), аннексировал Гуджарат, Раджастхан, большую часть Южной Индии. Султанат на короткое время получил статус империи. Дели стал одним из крупнейших мусульманских городов мира. Ситуация была нестабильной, правители постоянно менялись, случались войны и перевороты.
Важной причиной нестабильности был наплыв беженцев из Средней Азии и Персии, бежавших от монгольской экспансии. Султанат процветал во времена Мухаммеда ибн Туглака (1325-51 гг). При его преемниках центральное правительство ослабло, монголы достигли Дели, отделили южные провинции и Бенгалию. Султанат сильно пострадал от вторжения Тимура (1398 г.): Дели был разрушен, а его жители убиты или сосланы. Султанат Дели стал маленьким герцогством.
1526 г. Бабур близ Панипата, солдат из Средней Азии, побеждает султана Ибрагима Лоди и его союзников и становится правителем Дели и Агры (карта Индии 1526–1707 гг.). Династия Великих Моголов, которую он основал (названная так из-за монгольского происхождения Бабура), основала одно из крупнейших государств в мире в то время. Император Акбар (годы правления 1556–1605) поместья покрывали всю Северную и Центральную Индию, современный Пакистан и Афганистан.
Правящая элита Империи Великих Моголов состояла из мусульман Средней Азии, Персии, Афганистана, т. п. индийцы, принявшие ислам. Официальным языком империи был персидский, и стали применяться арабские иероглифы. Самые известные императоры Великих Моголов были терпимы и часто назначали людей раджпутов и других местных народов на высокие посты, а во многих регионах власть была оставлена индийским раджасам (принцам).
Император Акбар провозгласил новую веру в Дин-и-Илахи (божественную веру) по образцу суфийского братства, соединив элементы ислама и индуизма. Политике религиозной терпимости придерживались императоры Джехангыр (годы правления 1605–1627 гг.) и Йехан (годы правления 1628–1658 гг.). Это был период политической стабильности и процветания Индии. Сформировался так называемый могольский стиль архитектуры (Красный форт в Дели, Дворцовый ансамбль и форт Агра, мавзолей Тадж-Махал). Аурангзеб (годы правления 1658–1707 гг.) отличался религиозной нетерпимостью: он ввел обязательный налог для немусульман, снесенных индийских школ и святынь (почти не существует в Северной Индии). Наметились признаки застоя и упадка. Военно-бюрократическая система правительства истощила ресурсы империи, потому что единственным источником дохода был земельный налог. Моголы, в отличие от правителей Южной Индии, не строили военно-морской флот и не развивали торговлю. Города не стали значительными экономическими центрами. Вскоре соседи воспользовались упадком империи. Аурангзебу постоянно приходилось сражаться с Конфедерацией маратхов. После его смерти (1707 г.) империя начала распадаться.
1738-39 гг. армия персидского правителя Надира разоряет Дели, захватывает императора Мухаммад-шаха, убивает около 30 000 человек, вывозит огромную добычу и вынуждает Моголов покинуть провинцию Кабул. В борьбу за гегемонию в Индии, помимо Конфедерации маратхи, была вовлечена де-факто независимая Бенгалия Майсор.
Колониальные времена
В 1498 году португальский путешественник Васко да Гама открыл морской путь в Индию. В 1510 году португальцы вторглись в Гоа, а затем в несколько других областей и в 16 веке контролировала торговлю в Индийском океане, получая огромные прибыли от специй (в основном перца), которые они везли из Индии в Европу. Голландцы, сменившие португальцев в начале XIX века (сохранившиеся у португальцев в Гоа до 1961 года), быстро покинули Индию: индонезийский архипелаг был для них важнее.
Французская компания, которая пыталась утвердиться в Индии после нескольких войн (1740-48, 1756-63), сначала в Европе, а затем в Азии и Северной Америке, была вытеснена британской компанией Ost India. Это было государственное частное предприятие, целью которого была торговля. У компании была своя армия (и флот), офицеры которой были британцами, большинство из них рядовые – наемники из местных жителей.
Вмешавшись в конфликты между индийцами, победив местных правителей в битвах при Плассе (1757 г.) и Буксар (1764 г.), компания стала самой мощной силой на полуострове. Основанная в Калькутте, Мадрасе и Бомбее, она быстро расширила свои владения – большая часть индийской элиты была нелояльна к мусульманскому правлению и считала британцев союзниками. Более длительные войны компаний (с маратхи, майсорами, сикхами) были исключением. 1774 г. Британский парламент начинает контролировать деятельность компании и назначает генерал-губернатора Индии (сначала У. Гастингс, 1774-88).
Восстание индусов (1857–59 гг.), охватившее большую часть Северной Индии, продемонстрировало нестабильность правительства компании. В 1858 году декретом парламента она и формально все еще существующая Империя Великих Моголов были упразднены, а их права перешли к королю Великобритании (королева Виктория была провозглашена императрицей Индии в 1876 году), была представлена в Индии вице-президентом. Таким образом, Индия стала не только де- факто, но и юридической колонией Великобритании (карта Индии 1805–1890 гг.).
Колониальное правительство Великобритании коренным образом изменило дальнейшее развитие Индии и историю Нового времени. Индия была объединена, хотя формально около 560 княжеств разного размера выжили вместе с провинциями, составляющими Британскую Индию, под прямым контролем колониальной администрации. На самом деле они были зависимыми: они не имели права общаться друг с другом и с иностранными государствами, на их территории размещались британские воинские части, а деятельность правителей контролировалась британскими резидентами.
Впервые полуостров был политически единым, создав централизованную и относительно общую административную систему. Британцы заложили основы современной политической системы и государства в Индии. Империя Великих Моголов и индийские штаты были типичными восточными деспотами. Колониальная Индия управлялась строго по закону, его административный аппарат, высший уровень которого состоял из конкурентоспособной административной службы, функционировал успешно.
Реформы управления (1861, 1909, 1919, 1935) постепенно сформировали представительные органы власти, и, хотя избирательное право оставалось ограниченным, начала формироваться многопартийная система. Колониальная модернизация более или менее охватила все сферы: возникновение рыночной экономики, быстрое развитие сети связи (к 1914 году в Индии было построено 56 000 км железных дорог), университеты и колледжи, издание книг и периодических изданий на многих индийских языках, развитие искусства (начала разворачиваться многопартийность). По уровню модернизации Индия стала ведущей страной Азии и только в 19 веке ее обогнала Япония.
Колониальное правление также имело негативные последствия. Осуществляя модернизацию страны, английская администрация стремилась получить прибыль. Огромные средства переводились из Индии в Великобританию, и страна стала рынком для британских товаров, особенно текстиля. Для получения прибыли в Индии были выращены новые культуры (выращены чайные деревья, кофейные деревья), построены железные дороги, построены порты и фабрики. Из-за колониального характера экономики, Индия, как и другие колонии, ускорила развитие прибрежных регионов, а историческое ядро индийской цивилизации – северная равнина страны – отставала в экономическом и культурном отношении от провинций Бенгалия, Бомбей и Мадрас.
Очень немногие индийцы имели доступ к административной службе Индии, а индийская элита не имела права голоса в решении проблем управления страной. Получив западное образование в индийских или британских университетах, индийские интеллектуалы были знакомы с идеями либерализма и национализма. Индийские педагоги стремились реформировать индуизм. Индийский национальный конгресс стал форумом для обсуждения политических вопросов, требуя, чтобы индийцам было разрешено участвовать в управлении страной. В начале национально-освободительного движения быстро развилось радикальное, экстремистское направление (Б.Г. Тилакас и др.). В 1905 году по решению вице-короля Г. Н. Керзона огромная провинция Бенгалия была разделена на 2 провинции – Восточную Бенгалию (большинство населения составляют мусульмане) и Бенгалию, Бихар и Ориссу (преобладают индусы). Было недовольство.
Индейцы Калькутты, сдавшие в аренду землю мусульманам в восточной Бенгалии, начали движение протеста (Swadish), призывая к бойкоту британских товаров, и Индийский национальный конгресс в 1906 г. сформулировал требование Свараджи (его правительство, самоуправление). Были осуществлены теракты против англичан. Это движение было важным этапом освободительного направления.
Колониальная администрация была вынуждена пойти на уступки: она восстановила объединенную провинцию Бенгалию, а реформа 1909 года расширила участие индейцев в управлении государством. Перспектива индуистского доминирования вызвала у индийских мусульман (1/4 населения страны) опасения, что они станут дискриминируемым меньшинством.
В 1906 году их командиры основали собственную партию – Мусульманскую лигу, которая утверждала, что в Индии есть две нации – индуисты и мусульмане. Колониальная администрация, чтобы ослабить освободительное движение, выполнила требование мусульман о создании отдельных округов для мусульман и в 1912 году перенесла столицу из Калькутты в Дели (Нью-Дели был специально построен и официально открыт в 1931 году).
В Первой мировой войне (1914-18 гг.) участвовало около 1 миллиона человек. Индийские солдаты, индийские военные расходы составили более 220 миллионов долларов, поэтому требования Свараджи усилились после войны. Реформа управления 1919 года не удовлетворила индийских лидеров, и мирный митинг протеста, проведенный в Амритсаре 13 апреля 1919 года (около 400 человек были убиты), вызвал большое возмущение. Под руководством М. К. Ганди движение за независимость приобрело массовый характер. Объединив религию и политику, апеллируя к религиозным чувствам и традиционным символам и используя тактику мирного сопротивления, он смог вовлечь в свои кампании миллионы людей.
Это движение (массовые кампании 1920-1930-х гг.) придало индийскому национализму сильную религиозную окраску, ослабило течение светского национализма (Дж. Неру, Социалисты) и еще больше усилили недовольство индийских мусульман Индийским национальным конгрессом. В 1930-33 годах их лидеры сформулировали требование о создании отдельного мусульманского государства – Пакистана.
После нескольких круглых столов с участием индийских политиков британский парламент в 1935 году принял Закон об управлении Индией, который предусматривал федеральную систему, объединяющую провинции и княжества, и принцип представительства общин (зарезервированный для религиозных меньшинств, неприкосновенных каст, женщин, бизнесменов, профсоюзов и так далее). Индийский национальный конгресс выиграл выборы в большинстве провинций и сформировал собственное правительство, которое действовало до Второй мировой войны. Мусульманская лига не получила большинства ни в одной провинции, но также небольшое количество мусульман проголосовало за Индийский национальный конгресс.
С началом Второй мировой войны индийские вице-короли, не посоветовавшись с индийскими политиками, объявили, что Индия ведет войну с Германией. В знак протеста против этого одностороннего решения и нежелания британских властей четко говорить о послевоенном статусе Индии, руководство Индийского национального конгресса во главе с М.К. Ганди 12 марта 1939 года подало в отставку свои провинциальные правительства и начало кампанию против Индии.
Участие в войне. Колониальная администрация заключила в тюрьму лидеров Индийского национального конгресса и около 20 000 активистов. В случае опасности нападения с востока на Японию и Индийскую национальную армию (состоящую из Сингапура, взятого в 40 000 индийских пленных), британское правительство в 1942 году пообещало отдать Индии после войны Доминионы. Предоставив провинциям право выйти из него, что было явной уступкой требованию Мусульманской лиги. Лидеры Индийского национального конгресса отклонили это предложение и на том основании, что британское присутствие в стране может спровоцировать Японию на нападение на Индию, объявили кампанию по выходу из Индии. Не дожидаясь начала кампании, колониальное правительство снова заключило в тюрьму лидеров Индийского национального конгресса и около 60 000 его членов.
Ситуация была благоприятной для Мусульманской лиги. Его руководитель М. А. Джинна сотрудничал с колониальной администрацией. Март 1940 г. Сессия Мусульманской лиги в Лахоре приняла резолюцию, призывающую к созданию в будущем независимого мусульманского государства. Во время Второй мировой войны промышленность Индии быстро развивалась, и влияние Мусульманской лиги росло (большинство активистов Индийского национального конгресса были заключены в тюрьмы).
После Второй мировой войны британское лейбористское правительство объявило о своем уходе из Индии, как только был разрешен индуистско-мусульманский конфликт. Конфессиональная раздробленность усилилась во время зимних выборов 1945-46 годов в центральные и провинциальные законодательные органы. Мусульманская лига выиграла почти все места для мусульман. После разногласий с Индийским национальным конгрессом лидер мусульманской лиги г-жа Джинна отвергла план федерации и призвала так называемую мусульманскую нацию принять прямые меры против индуистов. Резня индусов и мусульман (особенно в Калькутте) достигла масштабов гражданской войны.
Вице-король Индии г-н Маунтбэттен заявил, что дальнейшие переговоры между Индийским национальным конгрессом и Мусульманской лигой бессмысленны. С согласия лидеров Индийского национального конгресса он поддержал требование Мусульманской лиги разделить Индию (т.е. провинции Пенджаб и Бенгалия) на 2 независимых государства. 7 июля 1947 года британский парламент принял Акт о независимости Индии.
Времена независимости
1949 г. Учредительное собрание Индии принимает Конституцию (вступила в силу 26 января 1950 г.). Индия была объявлена парламентской республикой. 2/3 статей конституции были заимствованы из Закона о правительстве Индии 1935 года. Вторая по численности населения страна в мире в то время (383 миллиона) была бедной аграрной страной, склеенной из различных политических, экономических, социальных и культурных единиц, но по сравнению со многими другими постколониальными (а позже и посткоммунистическими странами). У Индии было как минимум одно преимущество – она сформировала и вызрела авторитетную политическую элиту в ходе длительной борьбы за независимость. Самые выдающиеся политические лидеры были образованными и долго находились в заключении. Сочетание идеализма, компетентности и политического опыта, способность работать вместе (Индийский национальный конгресс был фактически массовым движением Народного фронта) под руководством страны, а не узких групповых или личных интересов, была гарантией того, что политическая элита Индии сможет эффективно управлять страной и решать ее проблемы. Дж. Неру, возглавлявший индийское правительство до своей смерти (1964 г.).
Первым вопросом, который должна была решить Индия, была территориальная целостность государства. С созданием государства Пакистан Индия стала более единой в конфессиональном и культурном отношении, но интеграция штатов оставалась серьезной проблемой. Под давлением центрального правительства большинство индуистских принцев подписали договоры о присоединении к Индии, сохранив за собой некоторые привилегии (позже они были отменены). Крупнейшее княжество Хайдарабад (население 18 миллионов человек, в основном индусы) пытались сохранить независимость, но после безрезультатных переговоров 9 сентября 1948 года в состав княжества была введена индийская армия.
В Кашмире было наоборот: большинство подчиненных индусских махараджей были мусульманами. Махарадж стремился остаться независимым, но, когда мусульмане, вторгшиеся в Пакистан, заняли почти половину герцогства, он присоединился к Индии. В 1949 году война между Индией и Пакистаном фактически закончилась неузнаваемым разделением Кашмира с обеих сторон. Джамму и Кашмир стал единственным индийским штатом с мусульманским большинством и большей автономией (и собственной конституцией), чем другие штаты.
Объединение герцогств не решило этнополитических проблем страны. Этнический состав большинства провинций и герцогств был разнообразным, и, наоборот, территории, населенные многими народами, принадлежали разным провинциям. Еще в 1920 году Индийский национальный конгресс был привержен строительству национальных государств. После восстановления независимости этническая элита стала требовать территориальных преобразований.
Из-за неизбежных волнений и непоследовательных требований правительство стремилось отложить реформу. В 1953 г. пришлось пойти на уступки андхрамам с требованием создания отдельного штата Андхра-Прадеш от княжества Хайдарабад и части провинции Мадрас (массовый гул начался после смерти лидера движения, объявившего голодовку). Государственная комиссия по реорганизации, созданная по прецеденту Андхры, тщательно изучила потребности этнических групп, и на их основе в 1956 году была проведена первая территориальная трансформация.
Герцогств не осталось, страна была разделена на 16 штатов и союзные территории под центром. Позже число государств увеличилось до 28 после разделения провинций Бомбей и Пенджаба и предоставления статуса государства некоторым союзным территориям и малым народам (наги, мизо), вооруженной борьбы за независимость или мирных требований автономии. Опасения, что уступки национальным движениям разрушат единство Индии, не оправдались: напротив, преимущества автономии и включение местной политической элиты в политическую систему усилили интеграцию Индии. Скидки делались и на язык.
После восстановления независимости Индия была одной из беднейших стран Азии. За социалистические взгляды Дж. Неру придавал большое значение роли государства в развитии экономики. Была создана комиссия по планированию во главе с премьер-министром, и пятилетние планы действуют с 1952 года. Их основной целью было развитие отраслей, требующих больших экономических ресурсов или непривлекательных для частного капитала (их инфраструктура, ирригационные проекты, энергетика, металлургия). В результате политики неприсоединения Индия получила примерно равную экономическую поддержку со стороны обоих блоков (Запада и Востока).
Жесткое лицензирование и контроль за внешней торговлей препятствовали быстрому развитию отрасли, но по промышленным размерам Индия уже входила в первую десятку промышленно развитых стран мира в 1965 году. В Индии быстро развивался средний класс, но большинство населения, особенно в сельской местности, были мелкими землевладельцами или арендаторами и жили в бедности. Из-за сопротивления помещиков аграрная реформа была затруднена. Однако с появлением новых сортов пшеницы и риса во время так называемой зеленой революции продуктивность сельского хозяйства значительно выросла.
После обретения независимости Индия вела активную внешнюю политику. Во время Корейской войны (1950-53 гг.) ее правительство пыталось выступить посредником между США и СССР. После Бандунгской конференции (1955 г.) Индия была признана лидером Движения неприсоединения. Дж. Неру не удалось решить проблему Кашмира и избежать приграничного вооруженного конфликта с Китаем (1962 г.) из-за двух необитаемых участков к востоку от Кашмира и Аруначал-Прадеша. Конфликт показал военную слабость Индии, и ее правительство предприняло шаги по модернизации своей армии. Это вызвало опасения в Пакистане, и осенью 1965 года, когда Л. Б. Шастри был премьер-министром, между странами вспыхнула война. Прекращение огня было подписано в Ташкенте 1 января 1966 года при посредничестве СССР.
Выборы 1967 г. в Индийский национальный конгресс оказались неудачными (партия потеряла абсолютное большинство в парламенте, а во многих штатах уступила власть другим партиям), но И. Ганди постепенно завоевал авторитет. Благодаря национализации частных банков, приостановке выплаты пенсий бывшим герцогам и программе искоренения бедности Индийский национальный конгресс выиграл парламентские выборы 1971 года.
Авторитет г-на Ганди был дополнительно усилен военным вмешательством Индии в случае, если Восточный Пакистан станет независимым государством Бангладеш (Индия избежала осуждения Совета Безопасности ООН, подписав договор о дружбе и сотрудничестве с СССР).
Энергетический кризис 1973 года и несколько непродуктивных лет сильно осложнили экономическую и политическую ситуацию в Индии. Ядерное испытание 1974 г. не развеяло недовольства, вызванного ухудшением экономической ситуации и инфляцией. Большая часть общественности поддержала лозунги так называемой тотальной революции популярного социалистического лидера Дж. Нараджана.
Суд штата постановил, что Ганди был избран в парламент незаконно, потому что он воспользовался своим служебным положением во время избирательной кампании. Реакция И. Ганди не соответствовала демократическим нормам: 6 июня 1975 г. было объявлено чрезвычайное положение, лидеры оппозиции были арестованы, введена цензура в прессе. Благодаря строгим мерам и реализации программы из 20 пунктов внутренняя ситуация стабилизировалась. Ускоренное осуществление планирования семьи, программа контроля рождаемости – часто применялась даже принудительная стерилизация. По всей стране были расклеены портреты премьер-министра И. Ганди с надписью: Индира – Индия, Индия – Индира. Наряду с премьер-министром очень влиятельной фигурой стал ее младший сын С. Ганди. После того, как в 1976 году парламент принял поправку 42 к Конституции, были приняты положения авторитарного характера. И. Ганди также проводил решительную внешнюю политику: имитируя народное недовольство, было присоединено герцогство Сикким, имевшее статус протектората с британских времен. Однако Индия, в отличие от большинства постколониальных государств, не стала авторитарной.
На парламентских выборах 1977 года Индийский национальный конгресс впервые проиграл. Власть состояла из оппозиционеров, поспешно вступивших в партию Джаната (Народная партия). Бывший премьер-министр был избран премьер-министром. Партийное правительство рухнуло из-за внутренних конфликтов через 2 года, на выборах победила партия И. Ганди в Индийском национальном конгрессе (названном так после раскола Индийского национального конгресса в 1977 году). В этот период региональные движения стали серьезной проблемой: Ассама развернул мощную кампанию против иммигрантов из Бангладеша, а экстремистские и террористические группы Пенджаба стремились создать независимое сикхское государство Халистан.
6 июня 1984 года индийская армия оккупировала самый важный сикхский храм в Амритсаре, убив около 1000 экстремистов. Спустя несколько месяцев, 31 октября, И. Ганди застрелил сикхов из-под своей личной защиты. Покойный старший сын Р. Ганди был избран президентом Индийского национального конгресса. (Младший сын погиб в авиакатастрофе в 1980 году). Индийский национальный конгресс получил 12 голосов в 1984 году с огромным отрывом (2/3 мест), но это больше не было возвращением к однопартийной системе – в годы независимости Индийский национальный конгресс раскололся. Ганди удалось урегулировать кризис в Ассаме, но соглашение с лидером сикхов ничего не дало – вскоре он был убит. 1987 По просьбе правительства Шри-Ланки индийские воинские части были вовлечены в этнический конфликт в стране. Индийский национальный конгресс проиграл выборы 1989 г., и сформированные коалиционные правительства были нестабильными.
После убийства Р. Ганди тамильским террористом-смертником Индийский национальный конгресс сумел победить на внеочередных выборах 1991 г. и править весь срок. Все дальше и дальше отходя от декларируемых социалистических идеалов, проводилась либерализация экономической политики. Конфликты между индуистами и мусульманами, сепаратистские движения в Кашмире и Ассаме, коррупционные скандалы ХХ века, оказали наибольшее влияние на политическое развитие Индии за последнее десятилетие.
С ростом национализма партия Бхаратья Джаната стала популярной. Во время парламентских выборов 1996 года она получила большинство голосов и сформировала правительство, но потеряла большинство через две недели. Внеочередные парламентские выборы в 1998 и 1999 годах были выиграны коалиции.
В период независимости влияние Индии в мире и в регионе Южной Азии значительно возросло. Это осложняет её отношения с соседними странами, особенно с нерешенными территориальными проблемами. Благодаря прагматической политике китайского руководства были установлены конструктивные отношения между двумя странами, и в 1993 году было подписано соглашение о фактической границе. Проблема Кашмира осложнила отношения с Пакистаном. В 1998 году обе страны провели испытания ядерного оружия, а в 1999-2000 годах в Кашмире возобновились индийско-пакистанские вооруженные столкновения.
Индия с 2004 г.
На парламентских выборах 5 мая 2004 г. победу одержал Индийский национальный конгресс (премьер-министр Сингх). Уменьшение экономической отсталости сельских районов стало приоритетной задачей нового правительства: в села были вложены инвестиции, облегчен доступ к кредитам и улучшена сельская инфраструктура. Правительство уделяло пристальное внимание социальному, кастовому и гендерному неравенству: лица, принадлежащие к неприкосновенной касте, ряд женщин, назначались на важные политические должности.
Самой большой угрозой внутренней безопасности Индии была растущая угроза радикального ислама и коммунистического движения наксалитов, которое с 2000 года пережило новый подъем и набирает популярность в экономически отсталых регионах. В 2006 году в финансовой столице Индии Мумбаи радикальные исламисты устроили несколько взрывов в поездах, а в 2008 году – нападения на важные районы города, в результате чего погибло около 180 человек. Недавнее нападение обострило отношения между Индией и Пакистаном, поскольку, по словам Индии, пакистанские официальные лица препятствовали его расследованию и смогли помочь злоумышленникам осуществить нападение в целом.
На выборах 2009 года снова победил альянс партий во главе с Индийским национальным конгрессом, и г-н Сингх стал премьер-министром во второй раз. Однако второй срок Сингха был менее успешным: хотя экономика Индии первоначально пережила глобальный экономический кризис, начавшийся в 2008 году, экономический рост страны снова начал замедляться из-за роста цен на продукты питания и энергоносители, а также процентных ставок, и некоторые высокопоставленные правительственные чиновники запутались в этом. в коррупционных скандалах.
На выборах 2014 года победила партия Бхаратия Джаната. Она стала первой политической силой, получившей реальное парламентское большинство за 3 десятилетия. В ходе избирательной кампании партия Бхаратия Джаната критиковала коррупцию элиты Индийского национального конгресса, изображала его представителей как защитников простых людей и поддерживала идеи индийского национализма.
Премьер-министром стал партийный лидер Нарендра Моди. В начале правления г-на Моди экономика страны снова начала расти. Во внутренней политике это правительство провело денежную реформу (оно было направлено на борьбу с теневой экономикой), придерживалось фискального консерватизма, т.е. проведена налоговая реформа с целью гармонизации налоговой системы по всей стране.
Индия является членом Организации Объединенных Наций с 1945 года и Южноазиатской ассоциации регионального сотрудничества с 1985 года.