Что, по-видимому, является тревожной тенденцией для турецкой туристической индустрии, так это то, что туристы демонстрируют явное отсутствие интереса к трате денег во время своих визитов в страну. Воздействие очевидно: торговые представители Турции сообщают о значительном падении доходов в этом году. Согласно сообщениям турецкого издания о туризме, цены на товары и услуги взлетели до небес, превысив даже средние показатели по Евросоюзу. Следовательно, туристы находят менее привлекательным делать покупки в Турции, что приводит к упадку в некогда процветающем секторе шопинг-туризма.
Традиционно многие туристы стекались в Турцию не только для того, чтобы насладиться ее красотой, но и для того, чтобы приобрести различные товары. Однако расходы этих туристов значительно сократились, а шоппинг отошел на второй план. Рост цен, особенно в ресторанах и отелях, сыграл важную роль в этом сдвиге. Конкурирующие направления стали более рентабельными, а роскошные бренды в Турции остаются дороже, чем их аналоги из ЕС, из-за высоких налогов, что еще больше отпугивает туристов от покупок.
Даже президент ассоциации торговых центров Турции признает снижение шоппинг-туризма, заявляя, что в этом году наблюдается значительное снижение числа покупателей, посещающих торговые центры. Кроме того, появилась удивительная новая тенденция, когда сами жители Турции выезжают за границу с целью покупок в поисках более выгодных цен. В первом квартале года объем трат за пределами страны с использованием турецких банковских карт достиг рекордных 34 млрд турецких лир.
Российские туристы, которые когда-то были движущей силой развития туризма в Анталии, также испытывают резкое сокращение своих расходов. Русские были известны своим восторженным шоппингом во время отпуска, покупая все, от сувениров до изделий из кожи и золота. Однако в этом сезоне произошли радикальные изменения: поток туристов сократился, а туристы тратят меньше, чем в предыдущие годы. Продажи в различных магазинах, в том числе в магазинах золота, кожи и текстиля, значительно сократились, в результате чего некоторые предприятия сократили персонал, несмотря на пик летнего сезона.
Не застрахован от финансового удара и экскурсионный бизнес. Туристы из России и других стран тратят на экскурсии значительно меньше, чем в предыдущие годы. Туроператоры сообщают, что если раньше средний турист из России тратил на экскурсии около 38 долларов, то сейчас эта сумма упала до 12-13 долларов. Это резкое сокращение расходов привело к тому, что популярные экскурсии, такие как экскурсии в Каппадокию, остались с незаполненными автобусами, в результате чего представители туристической индустрии обеспокоены общим состоянием экскурсионного туризма в Турции.
С началом сезона туристическая индустрия Турции сталкивается с новой реальностью — резким спадом шопинг-туризма и сокращением расходов на экскурсии. Высокие цены и растущая конкуренция со стороны других направлений, несомненно, сыграли свою роль в этом спаде. В связи с тем, что предприятия испытывают снижение прибыли и сокращение персонала, заинтересованные стороны с нетерпением ждут признаков восстановления и обдумывают стратегии по привлечению туристов обратно в магазины и достопримечательности страны.