Китай с его долгой историей и традициями имеет культуру, которая сильно отличается от западных. Многие концепции и практики, распространенные в Европе, России и Америке, совершенно чужды китайскому народу. На самом деле, есть некоторые вещи, которые на Западе считаются незаменимыми, но совершенно бесполезны и не используются в Китае. В этой статье будут рассмотрены шесть основных вещей, которые в современном Китае считаются абсолютно ненужными.
Точное время
В западных обществах время рассматривается как линейное, а графики и сроки строго диктуются часами. Пунктуальность считается вежливостью, и люди тщательно планируют свой день в определенное время. В Китае восприятие времени совсем другое. Китайцы рассматривают время как циклическое явление, при этом естественные циклы дня и ночи и времена года более важны, чем навязанное человеком хронометраж.
Встречи в Китае, как правило, проводятся в общие периоды, такие как «утро» или «день», а не в точное время, например 22:15 или 15:30. Это отражается и в китайском языке: такие слова, как «上午» (шанву), означают просто «утро». За исключением очень официальных деловых встреч, люди не чувствуют себя обязанными приходить в точно назначенное время. Считается вполне приемлемым прибыть примерно в оговоренный период.
Строя планы с друзьями, китайцы могут сказать: «Давай встретимся после обеда», а не назначать точное время. Встреча, которая, как сообщается, начнется «вечером», может начаться в любое время с 18 и до… и продолжаться до поздней ночи. Стрелки часов рассматриваются как вторичные по отношению к естественным ритмам дня.
В социальных сетях нет чувства срочности или спешки, чтобы придерживаться строгого графика. Время не рассматривается как дефицитный ресурс, который необходимо тщательно планировать. Все произойдет тогда, когда оно должно произойти. Этот расслабленный взгляд на время отражает влияние буддизма и даосизма на китайскую культуру, которые способствуют плыть по течению, а не пытаются осуществлять контроль.
Китайское отношение к пунктуальности и расписанию проявляется и в их взгляде на устройства для измерения времени. На Западе хорошие часы – популярный подарок, символизирующий успех. В Китае избегают дарить часы, поскольку это может рассматриваться как напоминание о смертности – о том, что время жизни ограничено. Китайцы не придают часам большого значения. Для них циклическое время будет продолжать течь независимо от того, смотрите ли вы на часы или нет.
Страх смерти
Отношение к смерти также проливает свет на ключевые культурные различия между Китаем и Западом. На Западе смерть считается табу и предметом обсуждения, которого следует избегать. Китайцы придерживаются гораздо более стоического и философского подхода, рассматривая смерть как естественную часть жизненного цикла.
На протяжении всей своей истории Китай пережил войны, стихийные бедствия, голод и эпидемии. Бурный 20-й век стал свидетелем таких событий, как «Большой скачок вперед», когда миллионы людей голодали, и массовых социальных потрясений, таких как Культурная революция. Китайцы привыкли к лишениям и массовым человеческим жертвам. У них есть устойчивость к смерти, которую жители многих стран не разделяют.
Это проявляется в рискованном поведении китайцев, которое посторонним кажется бесцеремонным. Переход в неположенном месте чрезвычайно распространен: пешеходы пересекают оживленные многополосные дороги, просто протягивая руку, пытаясь остановить движение. Этот смелый переход улицы совершается быстро и сознательно. Китайские водители, видя пешеходов, перебегающих дорогу, умело их объезжают. Число погибших на дорогах по-прежнему велико, но переход в неположенном месте продолжается, поскольку многие китайцы не настолько боятся смерти, чтобы выйти на пешеходный переход.
Личное пространство
Стандарты личного пространства также сильно различаются в Китае и на Западе. В Северной Америке и Европе люди поддерживают вокруг себя «пузырь» личного пространства. Разговоры происходят на расстоянии вытянутой руки. Вход в чье-то личное пространство вызывает у него дискомфорт.
В Китае таких пузырей между людьми нет. Китайцам свойственно во время разговора стоять очень близко, почти нос к носу. Не существует табу на вход в чужое личное пространство, будь то среди семьи, друзей или незнакомцев. Это проистекает из коллективистской культуры, которая не ставит человека и его потребности в центр.
Это проявляется в любопытном поведении. Открыто смотреть на незнакомцев — обычное дело. Любое действие или комментарий могут открыто обсуждаться другими. По мнению Запада, китайцы «игнорируют» личное пространство друг друга. Но китайцам эта концепция не находит отклика. Они приучены чувствовать себя комфортно в тесном контакте с другими. В Китае не ценят личное пространство.
Время отпуска
Китайская трудовая этика также контрастирует с западной. В современном Китае оплачиваемые дни отпуска все еще являются относительно новой концепцией. Их рассматривают как ненужную роскошь, а не как необходимость. Ожидается, что китайские сотрудники будут уделять приоритетное внимание потребностям компании, а не личному досугу. Отпуск не одобряется и может поставить под угрозу безопасность работы.
По закону работникам предоставляется отпуск продолжительностью 5–15 дней в зависимости от стажа. Однако китайские рабочие часто не решаются взять отпуск более чем на несколько дней за раз. Существует острая конкуренция за рабочие места и ощущение, что одно из них является расходным материалом и его можно заменить. Длительный отпуск сигнализирует о том, что вы не незаменимы.
Многие представители старшего поколения китайского менеджмента ожидают неограниченной доступности. Они с подозрением относятся ко всем, кто находится вдали от работы в течение длительного времени. Быстрый экономический рост Китая был вызван упорной трудовой этикой. Личное свободное время до сих пор не получило широкого признания.
Несколько официальных праздников в Китае являются исключением, когда вся страна закрывается. Во время Золотой недели Национального дня в октябре рабочие-мигранты наводняют транспортные узлы, чтобы поехать домой. Точно так же китайский Новый год закрывает даже такие крупные города, как Пекин, поскольку все едут домой. За пределами этих коротких праздничных окон китайцы считают отпуск ненужным.
Законы об авторском праве
Законы об интеллектуальной собственности также применяются по-разному в Китае и западных странах. Защита авторских прав остается непоследовательной, несмотря на то, что в Китае действуют законы об интеллектуальной собственности. Китайские бренды защищены правовой системой, но западные бренды по-прежнему сталкиваются с безудержной контрафакцией и кражей интеллектуальной собственности в обширном производственном секторе Китая.
От туфель «Abibas» до автомобилей «Porsch» — китайские подделки обходят законы об интеллектуальной собственности, творчески искажая названия. Появились целые поддельные магазины Apple, которые выглядят еще более эффектно, чем настоящие. Люксовые бренды, такие как Gucci и Prada, потратили миллионы на борьбу с китайскими подделками. Китайские суды по интеллектуальной собственности более благосклонно относятся к национальным брендам и защищают их.
Для китайцев концепция переплаты за «аутентичные» западные бренды все еще кажется странной, хотя поддельные продукты функционируют так же. Они считают, что их подделки просто делают предметы роскоши более доступными. До тех пор, пока не будет проявлено крайнее давление, такое как бойкоты, Китай будет оставаться фальшивой столицей мира. Законы об авторском праве здесь бесполезны.
Управление отходами
Возможно, самая шокирующая вещь в Китае – это отсутствие управления отходами. Идея сортировки вторсырья или сознание загрязнения окружающей среды не существуют. В городах мусор без разбора сбрасывают в кучи металлолома на обочинах дорог. Контейнеров для сортировки мусора нет, не говоря уже о программах переработки.
Китайцы традиционно никогда не думали об отходах или загрязнении. Реки служат как водоснабжением, так и канализацией. Поля орошаются неочищенными стоками удобрений. Мусор выбрасывают там, где удобно. Экологическое сознание не интуитивно понятно большинству китайцев. Загрязнение воздуха, почвы и воды достигло катастрофического уровня, прежде чем правительство было вынуждено принять меры.
Даже сегодня китайцы без колебаний выбрасывают на улице макулатуру, консервные банки и бутылки. Не существует социальной стигмы в отношении производства отходов и их простой утилизации с глаз долой. Строгая система вторичной переработки здесь не может работать. Концепции управления отходами оказались бесполезными в Китае, где на протяжении веков мусор выбрасывали и забывали про него.
В заключение, уникальная культура и долгая история Китая сформировали общество, в котором западные концепции расписания, предотвращения смерти, личного пространства, досуга, интеллектуальной собственности и защиты окружающей среды не имеют никакого отклика и применения. Такие практики, как переход улицы в неположенном месте, фальшивомонетничество, интенсивная трудовая этика и массовое загрязнение окружающей среды проистекают из китайского мировоззрения.