Коренные американцы, ранее часто описываемые словом «индейцы», являются общим термином для коренных народов, которые жили на континентах, которые европейцы называли Америкой.
Инуиты и алеуты, которые являются коренными народами Арктики в Канаде и Соединенных Штатах (Аляска), не подпадают под название индейцы и теперь называются арктическими, а не коренными американцами.
Коренные американцы жители, включая инуитов и алеутов, сегодня насчитывают около 70 миллионов человек в сотнях различных групп. Большинство из них проживает в Мексике (26 миллионов), за ней следуют Боливия (9,8 миллиона), Гватемала (6 миллионов), Перу и США (5,2 миллиона).
Коренные американцы оказали большое, но часто недооцененное влияние на историю и самобытность Америки. Многочисленные топонимы, взятые из разных языков коренных народов, являются одними из ярких примеров этого.
Сегодня коренные народы во многих частях Америки ведут целенаправленную политическую деятельность, часто одновременно с возрождением религии, традиций, языка и культуры. Тем не менее, между различными коренными народами существуют большие различия.
Термин «индейцы» является производным от английского Indian, который использовался как для индийцев, так и для американских индейцев. Эта двусмысленность пришла из испанского, где индио в то время означало человека из Индии. Когда Христофор Колумб прибыл в Карибское море в 1492 году в поисках морского пути в Азию, он считал, что местность, в которую он прибыл, была частью Индии. Поэтому он называл людей, которых встречал, indios. Когда в Европе в конце концов осознали, что испанцы прибыли на новый континент, его назвали «Америкой» в честь итальянского географа Америго Веспуччи (1454-1512).
После испанцев последовал ряд европейских наций, каждая из которых завоевала части Северной и Южной Америки. Со временем многие коренные народы континента приобрели своего рода двойную идентичность. Сначала тот, кто выразил свою принадлежность к своему собственному народу (или нации), а затем тот, кто был приписан им колониальными державами, а именно принадлежащий к категории всех, кто был там раньше, то есть «индейцам». После того, как американские колонии утвердились как независимые национальные государства на протяжении XIX века, а коренные жители почти всегда оставались на дне общества и считались отсталыми, слово индейцы становилось все более обременительным.
Концепция коренных народов воспринимается как нейтральная и даже позитивная большинством людей, попадающих в эту категорию, отчасти потому, что она используется в международном праве, а также людьми, находящимися в аналогичных маргинальных ситуациях во всем мире. Однако многие коренные американцы предпочитают, чтобы их называли собственными именами, а не именами, исходящими извне.
Коренные американцы изначально пришли из Сибири через Берингов пролив, который несколько периодов высыхал в течение последнего ледникового периода. Неизвестно, когда именно, но между 16000 и 13000 годами до нашей эры, оба американских континента были заселены. До этого их предки жили отдельно от остальной Азии около 25000 лет.
Когда европейцы прибыли примерно в 1500 году, в общей сложности могло быть 2000 различных групп с сильно различающимся образом жизни и степенью социальной сложности. Генетически различия были небольшими, но разнообразие было огромным с точки зрения языка, письма, религии, философии, правопорядка и не в последнюю очередь социальной и политической жизни.
Существует заметное различие между группами, основавшими свои общества на различных типах сельского хозяйства, и теми, кто жил охотой, рыбной ловлей и собирательством. Это различие соответствует историческому разделению, известному как неолитическая революция, то есть вступлению сельского хозяйства в историю человечества. Два места в мире, где это произошло впервые, находятся в Америке, а именно в Андах и Мезоамерике. В обоих случаях выращивание кукурузы заложило основу для формирования государства, строительства империи и высокой плотности населения. За пределами этих двух областей индейское население продолжало состоять из относительно небольших групп, за исключением менее сложных сельскохозяйственных сообществ на юго-востоке Соединенных Штатов, в Карибском бассейне и на юго-западе Южной Америки (Парагвай).
Европейский колониализм и христианская миссия
В то время как путешествие Колумба в Америку с точки зрения Европы было великим открытием и началом нового мира, с точки зрения коренных американцев это было агрессивное вторжение и полное завоевание их земли. Участвовали почти все европейские государства – Испания, Португалия, Англия / Шотландия, Франция, Нидерланды и Россия, а также Швеция и Дания / Норвегия. Испания построила империю, основанную на местных империях в Месоамерике и Андах. Англия и Франция основали колонии поселенцев в Северной Америке. Почти все жители Карибского бассейна превратили один или несколько островов в прибыльных производителей сахара для своей страны.
В течение первых 150 лет после завоевания численность коренных американцев, вероятно, сократилась на целых 90 процентов. Огромный спад произошел не только из-за войн и резни со стороны колонистов, но прежде всего из-за болезней «старого мира», таких как оспа, холера, желтая лихорадка, коклюш и корь. Коренные американцы не имели устойчивости к этим болезням. В Карибском бассейне, Калифорнии, Стране Огней и ряде других мест коренные народы были полностью истреблены в результате открытого геноцида.
Завоевания не происходили без сопротивления, но лишь очень редко побежденные могли объединиться в общей битве против захватчиков. Различные группы коренных народов чаще вступали в союз с группами вновь прибывших европейцев, чтобы побеждать соперников или врагов. Были примеры своего рода мирного сосуществования – например, между Арауканами (мапуче) и испанскими колонистами в Чили – но оно длилось только до тех пор, пока обе стороны были равны в военных технологиях. Колонисты также часто воевали друг с другом. Например, Англия часто поставляла оружие под властью Испании. И «европейцы», и «коренные народы» относятся к категории потомков.
Две республики испанской Америки
Основываясь на путешествии Колумба, Испания колонизировала крупнейшие группы коренных народов Америки, то есть образования Мезоамерики (Империя ацтеков) и Анд (Империя инков). Посредством так называемых новых законов 1549 года завоеванные территории должны были быть преобразованы в новую христианскую «Новую Испанию». Схема заключалась в том, что сельское население насильно переселялось в «индийские» деревни, называемые reducciones, в то время как сами испанцы должны были оставаться в новых городах.
Целью создания отдельных поселений было облегчение сбора дани (налогов и пошлин) королю, а также облегчение миссионерской работы. Различные католические ордена (особенно францисканцы и доминиканцы, а также иезуиты) были уполномочены организовать принудительное переселение. Коренные жители должны были жить рядом с церквями и монастырями. Сбор дани был передан энкомендеро (землевладельцу с административными функциями), который должен был гарантировать, что коренные жители жили христианской жизнью. Эта патриархальная система раздельного управления испанцами и «индейцами» со временем стала известна как «две республики».
После Французской революции и наполеоновских войн испаноязычные колонисты восстали против короля в Мадриде. К 1820 году Испанская Америка была преобразована в 20 независимых республик. Положение коренных народов в рамках этой новой государственной системы несколько различается, но в целом можно сказать, что в то время как крупные королевские поместья (энкомьенды) были преобразованы в частную собственность (гасиенда), коренные народы продолжали жить как бедные крестьяне на дне общества.
Резервации
К началу 20 века коренные народы, племена Северной Америки потеряли большую часть своей территории. Остальным были выделены небольшие резервации. Утиная долина – один из дюжины заповедников в этом регионе, которые были созданы между 1877 и 1911 годами для шошонов (а также небольших групп других родственных коренных народов) после того, как охотники и поселенцы из восточных Соединенных Штатов вытеснили их с их родных территорий. Американские военные сыграли важную роль в колонизации северо-запада Соединенных Штатов, сражаясь против всех групп, которые защищались, 410 шошонов погибли во время резни на Медвежьей реке в 1863 году.
В Северной Америке колонизация приняла совершенно иную форму. Охотничьи и собирательские общества здесь не позволяли себе быть зачисленными в качестве подданных в империю. Поселенцы из Англии и Франции, а со временем и из всей Европы не считали себя типом новой знати, а скорее типом более цивилизованных людей, которым Божественное Провидение дало право забрать землю у первобытных. К началу 20 века коренные народы потеряли большую часть своей территории. Остальные были размещены в небольших резервациях в Соединенных Штатах и Канаде, часто далеко от их первоначальной родины. Они были навязаны властями договорами, из-за которых они утратили свой суверенитет, хотя они могли осуществлять определенное внутреннее самоуправление в соответствии со своими собственными традициями.
Помимо того, что иммигранты захватили почти все пахотные земли, основная причина принудительных переселений в конце 19 века была экономической. Постоянно нарушая заключенные соглашения и применяя военную силу, национальные государства захватили богатые ресурсами районы коренных народов. Резервации создавались в основном в очень бедных ресурсами регионах.
Параллельно с маргинализацией коренных народов сами завоеватели претерпели серьезные социальные изменения по мере ускорения индустриализации и модернизации после 20-го века. Эти технологические изменения также сильно изменили сообщества коренных народов.
Миссия и возрождение
Миссионерская работа и колонизация шли рука об руку. В качестве губернатора одного из поселений Мэйхью отличился тем, что наладил мирные отношения с коренным населением, народом вампаноаг. Он выучил их язык, проповедовал среди них и позволил вождям сохранять юрисдикцию над теми, кто обратился в христианство.
Inti Raymi’rata («Праздник солнца» на языке кечуа) – это сегодня ежегодное театральное представление под открытым небом в Куско, Перу. Согласно традиции, фестиваль был основан Пачакутиком в 1412 году как церемония в честь бога солнца Инти, который был главным божеством инков. Празднование было запрещено испанской колониальной державой в 1535 году. В 1944 году Инти Райми возродился как театр под открытым небом, построенный на основе постановки хроникера Гарсиласо де ла Вегаса (Эль Инка) эпохи инков. Фестиваль проходит 24 июня (зимнее солнцестояние в южном полушарии) и привлекает большое количество туристов. Инти Райми также является религиозным праздником в честь солнца во многих местах Анд и часто совпадает с празднованием дня Иоанна Крестителя.
Для коренных народов христианская миссия, сначала в форме католических миссионеров в Испании и Португалии в Южной Америке, а затем и протестантская, означала, что с XVI века человек постоянно подвергается идеологической войне. Это привело к сопротивлению в виде нескольких движений возрождения после того, как военное сражение было проиграно. Наиболее известны так называемая «танцевальная болезнь» (taki unquy) в Андах в 1560-х годах и «танец духов» в Соединенных Штатах примерно в 1890 году. Вера в то, что можно танцевать в мире, где угнетатели больше не существуют (милленаризм) также известен по религиозным войнам в Европе 16 века.
1900-е и 2000-е годы
Коренное население Америки сегодня составляет около 70 миллионов человек. Многие культуры и языки исчезли или вот-вот исчезнут. В то время как многие коренные народы подверглись геноциду во время завоеваний и колониальных времен, другие были ассимилированы. Перейдя на европейский образ жизни и языки или вступив в брак, они сегодня становятся частью общего населения, которого часто называют метисами. Тем не менее, некоторые большие группы коренных народов все еще существуют, и сегодня их больше, чем до завоевания. Некоторым коренным народам удалось не только сохранить свой самобытный характер и многие из своих традиций, религии, философии и языка, они также нашли новые адаптации.
За исключением Аргентины и Уругвая, коренные народы составляют большую долю населения в Латинской Америке, чем в Северной Америке. Особенно в Мексике и Гватемале, а также в Андах (Боливия, Перу и Эквадор) есть регионы, которые полностью или в основном населены фермерами со своими собственными языками и религиозными традициями. Одновременно с общей модернизацией национальных государств Латинской Америки среди этого не говорящего по-испански крестьянского населения возникли современные организации гражданского общества, которые боролись против всех форм господства и угнетения.
Первое поколение этих людей возникло в Чили и Мексике (а также в Соединенных Штатах) между 1910 и 1920 годами, но они часто использовались в обычных программах социальных реформ. Однако с 1970-х годов можно говорить о мировом культурном возрождении и пробуждении коренных народов с более сильным акцентом на культурное, чем на социальное. На протяжении 1990-х годов это привело к тому, что все больше и больше стран Латинской Америки (и Европы) объявляли себя мультикультурными.
Таким образом, сегодня коренные народы в больших частях Америки ведут целенаправленную политическую деятельность, часто одновременно с возрождением религии, традиций, языка и культуры. Тем не менее, между различными коренными народами существуют большие различия. Общим знаменателем этой деятельности является стремление к большему самоопределению в форме территориальной или культурной автономии и особых прав внутри национального государства. Наибольшая степень политической автономии наблюдается у народа куна в Панаме и инуитов на территории Нунавут в Канаде.