За три года до начала Второй мировой войны и вторжения Германии в Польшу в 1939 году Адольф Гитлер заказал строительство крупнейшего в мире курорта и туристического городка, расположенного на берегу Балтийского моря на острове Рюген.
Нацисты назвали его Прора. Прора мог принять одновременно более 20 000 гостей и был задуман как место отдыха для немецких рабочих, которые трудились на заводах страны.
По словам историка Роджера Мурхауса, курорт должен был служить пряником как умиротворяющий жест, чтобы завоевать симпатию немецкого народа к Гитлеру.
Но затем началась Вторая мировая война, и строительство Прора остановилось. Сегодня большая часть объекта восстановлена.
К тому же это самый длинный дом в мире – почти пять километров. Дом был построен нацистской организацией отдыха и развлечений Kraft durch Freude в 1935–39 годах. Это должен был быть нацистский и пропагандистский рай с местом для 20 000 гостей, немецких рабочих и их семей.
Но комплекс так и не был завершен из-за Второй мировой войны. Когда началась война, большая часть длинного здания отеля все еще была без окон и мебели. Гигантский зал и два плавательных бассейна едва были запущены строителями, а сам объект так и не был введен в эксплуатацию.
Немецкие солдаты ворвались в Польшу, а вскоре за ними последовали многотысячные строители с Рюгена. Нет никого, кому удалось провести отпуск в курортном раю. За исключением офицеров СВА из Восточной Германии.
В последние годы войны запланированный Гитлером курортный комплекс был преобразован в аварийное жилье для бездомных семей из разбомбленных городов Гамбург, Росток и Щецин.
С тех пор Прора стала казармой Национальной народной армии ГДР. Это также было местом размещения и тренировок террористов, в том числе из Ливии. И, конечно же, запретная территория для рядового гражданина ГДР. Жители Рюгена впервые увидели в 1989 году, насколько велика была Прора.
Сейчас дом является собственностью Федеративной Республики. В нем находятся четыре крупных музея, музей Крафт-дурч-Фройд, еще один музей армии ГДР, музей науки, железнодорожный музей, а также галереи и кафе.
Абсурдная атмосфера
Архитектура здания была современной в 30-е годы прошлого века и не сильно отличается от того, что было построено за 40 лет жизни ГДР.
Архитектор, стоящий за постройкой, Кельн Клеменс Клотц (1886-1969), сегодня практически неизвестен. В Третьем рейхе он был первым великим человеком с титулом «Architekt der Reichsleitung der NSDAP» непосредственно при Альберте Шпеере. Клеменс Клотц не только спроектировал здание, но также создал мебель и внутренний дизайн. На Всемирной выставке в Париже в 1937 году проект был удостоен высшей награды.
Когда вы видите длинный дом-призрак, вы можете осудить эту работу как чистое безумие. И это выглядит безумно. Но идея оплачиваемого отпуска для постоянного рабочего из бараков в Берлине или Гамбурге была новой и дальновидной.
Идея использования здания для коллективного идеологического воспитания и физического отдыха также не была особым нацистским явлением. Столь же причудливые – но, возможно, менее чудовищные – райские уголки для отдыха были обнаружены во многих местах так называемого социалистического мира к востоку от железного занавеса.